РУС БЕЛ ENG

Объединение по интересам "Юный экскурсовод"

Программа объединения по интересам «Юный экскурсовод»

Управление по образованию

Оршанского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №3 г. Орши имени В.С. Короткевича»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

учреждения образования

«Средняя школа №3 г. Орши

имени В.С. Короткевича

______________И.С. Пармон

«___»______________ 2023г.

 

 

Программа объединения по интересам «Юный экскурсовод»

 

Профиль: туристско-краеведческий

 

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 8-14 лет

 

 

Разработчик: Прудникова Н.П.,

педагог дополнительного

образования по совместительству

 

 

г.Орша, 2023

Рекомендовано решением педагогического совета государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Орши имени В.С. Короткевича» от «30» августа 2023 года, протокол № 1.

 

Пояснительная записка

 

Социально-культурную сферу современного общества невозможно представить без такого важнейшего элемента просветительской деятельности, как экскурсия. Данная форма ознакомления с историей того или иного региона, музея, предприятия, объекта культурно-исторического наследия является наиболее доступной и увлекательной для слушателей, а поэтому широко востребована в различных сферах деятельности. Это определяет необходимость развития экскурсионного дела и подготовки кадров, способных им профессионально заниматься. Целесообразно начинать эту работу уже в школе, т.к. именно в период обучения в средних образовательных учреждениях формируются интересы учащихся, что способствует дальнейшему профессиональному самоопределению.

Оршанщина имеет богатую историю, сохранила немало памятников древности, что способствует активному развитию туризма в регионе. В связи с этим профессия экскурсовода здесь является одной из востребованных и перспективных. 

Деятельность объединения по интересам «Юный экскурсовод» может быть интересна не только тем обучающимся, которые планируют связать свое будущее с туристическим бизнесом, но и тем, кто хочет углубить свои знания по истории и культуре большой и малой Родины, развить коммуникативные способности, научиться основным формам и методам научно-исследовательской работы. 

Практика показывает, что обучающиеся, вовлеченные в краеведческую, поисковую деятельность проявляют высокие гражданские, патриотические качества, с уважением относятся к историко-культурным и природным ценностям, созданным предками и современниками.

Программа предусматривает регулярное проведение занятий объединения по интересам. Ее содержание включает последовательность и преемственность рассмотрения тем и проведение краеведческой работы. Большое место в программе отводится практическим занятиям. Проведение практических занятий на природе, вблизи исторических памятников, в музеях и выставочных залах, способствует эстетическому восприятию окружающей действительности и более глубокому познанию краеведческого материала, экологическому воспитанию учащихся.

Программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодёжи (туристско-краеведческий профиль) утверждённой Постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 06.09.2017 г. № 123

Цель программы: обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащихся в туристско-краеведческой области через экскурсионную деятельность; формирование интереса к изучению истории родного края, воспитание патриотизма, стремления сохранять и приумножать богатства родного края, бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры Оршанщины.

Задачи:

  • Раскрыть сущность экскурсионной работы как важнейшей части туристской деятельности;
  • Расширить знания по истории родного края, необходимых для проведения экскурсионной работы;
  • Приобрести навыки, необходимые для самосовершенствования в практике экскурсионной работы;
  • Изучить особенности технологии экскурсионной деятельности;
  • Раскрыть психологические особенности профессии экскурсовода;
  • Содействовать патриотическому воспитанию учащихся на основе исследования краеведческих материалов.

Программа предназначена для учащихся 8-14 лет и опирается на такие школьные предметы, как литература, история, география. Это может служить основанием для проведения интегрированных занятий школьных и дополнительного образования, что позволяет использовать данную программу и во внедрение внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общее количество часов программы – 70 учебных часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Наполняемость группы – не менее 12 человек.

Форма организации деятельности на занятиях: групповая.

Материально-техническое обеспечение: фонды школьного музея, карты, дидактический материал, ноутбук, интерактивная панель.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

 

Вводное занятие.

1

1

-

I.        Экскурсионно-туристские возможности Оршанщины

3

1

2

1.1

Основные памятники природы, истории и культуры родного края. Маршруты экскурсий.

1

1

-

1.2

Практическое занятие: Экскурсия по школьному музею «Слава учителю. Зал памяти В.С. Короткевича»

2

-

2

II. Методика подготовки экскурсии

19

8

11

2.1

Методика подготовки экскурсии. Основные этапы создания новой экскурсии.

2

1

1

2.2

Изучение и сбор материалов для экскурсии. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

2

1

1

2.3

Практическое занятие: Работа в фондохранилище музея ГУО «Средняя школа №3 г. Орши имени В.С. Короткевича».

1

-

1

2.4

Составление маршрута экскурсии.

2

1

1

2.5

План экскурсии, его структура и содержание.

2

1

1

2.6

Подготовка текста экскурсии.

2

1

1

2.7

Практическое занятие: Разработка текста обзорной экскурсии музея «Слава учителю. Зал памяти В.С. Короткевича»

1

-

1

2.8

Отбор основных методических приёмов проведения экскурсии.

2

1

1

2.9

Речь экскурсовода

2

1

1

2.10

Практическое занятие. Комплектование портфеля экскурсовода.

1

-

1

2.11

Составление технологической карты экскурсии.

1

1

-

2.12

Практическое занятие. Составление технологической карты экскурсии.

1

-

1

III. Методика проведения экскурсии

17

9

8

3.1

Назначение методики проведения. Задачи экскурсовода.

1

1

-

3.2

Соотношение анализа и синтеза в экскурсии. Две части экскурсионной методики.

1

1

-

3.3

Варианты активного взаимодействия экскурсовода, объекта и экскурсантов.

2

1

1

3.4

Методические приёмы показа. Приём зрительного сравнения. Прием локализации событий

2

1

1

3.5

Методические приёмы рассказа: экскурсионная справка, характеристика объекта.

2

1

1

3.6

Приём объяснения. Комментирование. Цитирование, его правила и условия.

2

1

1

3.7

Приём литературного монтажа.

 

2

1

1

3.8

Отработка движения в экскурсии. Использование «портфеля экскурсовода».

2

1

1

3.9

Анализ отдельных приёмов показа и рассказа.

 

2

1

1

3.10

Практическое занятие. Проведение обзорной экскурсии по музею «Слава учителю. Зал памяти В.С. Короткевича»

1

-

1

IV. Техника ведения экскурсии

8

3

5

4.1

Составные элементы и требования к технике проведения экскурсии

2

1

1

4.2

Правила и приемы расстановки группы у объекта показа. Контакт экскурсовода с группой.

2

1

1

4.3

Руководство познавательной деятельностью экскурсантов.

2

1

1

4.4

Практическое занятие. Проведение экскурсии в школьном музее.

1

-

1

4.5

Практическое занятие. Анализ техники ведения проведённой экскурсии.

1

-

1

V. Экскурсионная практика

20

7

13

5.1

Этапы подготовки новой экскурсии

2

1

1

5.2

Выбор объектов, их проработка. Составление технологической карты.

2

1

1

5.3

Практическое занятие. Проведение экскурсии в школьном музее.

1

-

1

5.4

Практическое занятие. Составление и защита индивидуального текста экскурсии.

2

1

1

5.5

Использование методических приёмов рассказа.

2

1

1

5.6

Практическое занятие. Составление текста экскурсии по школьному музею.

1

-

1

5.7

Экскурсионная справка. Характеристика объекта.

2

1

1

5.8

Использование приёмов объяснения, комментирования, цитирования.

2

1

1

5.9

Практическое занятие. Составление и использование «портфеля экскурсовода» с выходом.

2

-

2

5.10

Элементы ритуала на экскурсии.

2

1

1

5.11

Практическое занятие. Методический выход в военно- исторический музей имени К.С. Заслонова г. Орши.

2

-

2

Итоговое занятие.

2

1

1

                                                     Итого:

70

30

40

 

 

 

Содержание программы:

 

Введение (1ч)

Экскурсоведение как предмет изучения. Цели, задачи и содержание курса. Т.Б. во время проведения экскурсий. (1 ч)

 

  1. Экскурсионно-туристские возможности Оршанщины. (3 ч)

 

  • Основные памятники природы, истории и культуры родного края. Маршруты экскурсий. (1 ч)
  • Практическое занятие: Экскурсия по школьному музею «Слава учителю. Зал памяти В.С. Короткевича». История создания музея, экскурсия по музею. (2 ч)

 

  1. II. Методика подготовки экскурсии. (19 ч)
  • Методика подготовки экскурсии. Основные этапы создания новой экскурсии. (2 ч)

Основы методики подготовки экскурсии. Основные направления подготовки новой экскурсии. Определение темы и цели экскурсии. (1 ч)

Практическая работа: Подготовка экскурсоводов по избранной теме: выбор объекта, разработка основных направлений экскурсии, определение темы и цели новой экскурсии (1 ч)

2.2 Изучение и сбор материалов для экскурсии. Отбор и изучение экскурсионных объектов. (2 ч)

Создание тематической библиографии. Изучение и определение других источников для составления текстов экскурсий (архивы, статистические отчёты, литературные произведения, фольклорные и искусствоведческие материалы, ремёсла и обряды и т. д.) (1 ч)

Практическая работа: Составление каталога краеведческой литературы по Орше. (1 ч)

2.3. Практическое занятие: Работа в фондохранилище музея ГУО «Средняя школа №3 г. Орши имени В.С. Короткевича». Знакомство с библиотечным фондом, изучение библиографии краеведческой литературы и приемов работы в библиотечном фонде. (1 ч)

  • Составление маршрута экскурсии. (2 ч)

Обязательные требования к маршруту. Основные направления движения по маршруту, хронометраж движения и распределение тематических разделов экскурсии. (1 ч)

Практическая работа: примерное составление маршрута экскурсии. (1 ч.)

  • План экскурсии, его структура и содержание (2 ч)

Основные пункты плана экскурсии, их соотношение; построение структуры экскурсии в зависимости от выбранных объектов показа; содержание экскурсии. (1 ч)

Практическая работа: Составление примерного плана экскурсии. (1 ч)

  • Подготовка текста экскурсии (2 ч)

Отличие контрольного текста от индивидуального; выбор литературных цитат, индивидуальных приемов рассказа и показа для каждого объекта. (1 ч)

Практическая работа: составление примерного индивидуального текста экскурсии (1 ч)

  • Практическое занятие. Разработка текста обзорной экскурсии музея «Слава учителю. Зал памяти В.С. Короткевича» (1 ч)

2.8. Отбор основных методических приёмов проведения экскурсии (2 ч)

Основные приемы проведения экскурсии: прием показа, прием рассказа. Выбор приемов в зависимости от объекта и его характеристика. Логические переходы и их значение в экскурсии. (1 ч)

Практическая работа: Логические переходы в экскурсии: время и место, способы построения логического перехода от объекта к объекту, от темы к теме. (1 ч)

2.9. Речь экскурсовода (2 ч)

Грамотное построение речи экскурсовода, развитие навыков логически построенной речи, речевой этикет, лексика экскурсовода. Приемы работы по Т.Б. (1 ч)

Практическая работа: Приемы работы экскурсовода по соблюдению экскурсантами правил Т.Б. на маршруте. (1 ч)

2.10. Практическое занятие. Комплектование портфеля экскурсовода (1 ч)

Комплектование портфеля экскурсовода в зависимости от целей и задач экскурсии, целевой аудитории и возрастных особенностей экскурсантов.

2.11. Составление технологической карты экскурсии (1 ч)

Главные составляющие элементы технологической карты экскурсии, их составляющие. Условия допуска экскурсовода на маршрут экскурсии: компетентность, подготовленность, наличие тех. карты и портфеля экскурсовода.

2.12. Практическое занятие: Составление примерной технологической карты экскурсии. (1 ч)

III. Методика проведения экскурсии. (17 ч)

3.1. Назначение методики проведения. Задачи экскурсовода (1 ч)

Предназначение методики проведения экскурсии, ее основные разделы. Формы проведения экскурсии.

3.2 Соотношение анализа и синтеза в экскурсии. Две части экскурсионной методики (1 ч)

Что такое анализ и синтез в экскурсии, принципы выбора и построения. Приемы непосредственного ведения экскурсии и приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсий.

3.3. Варианты активного взаимодействия экскурсовода, объекта и экскурсантов. (2 ч)

Экскурсия как форма общения и как вид деятельности. Основные формы взаимодействия: рассказ и показ. (1 ч)

Практическая работа: Обсуждение видов рассказа и показа на экскурсии, их уместность и эффективность. (1 ч)

3.4. Методические приёмы показа. Прием зрительного сравнивания. Прием локализации событий. (2 ч)

Предварительный осмотр; экскурсионный анализ. Зрительная реконструкция; приём зрительного сравнения и зрительной реконструкции. Локализация событий. Показ мемориальной доски. (1ч)

Практическая работа: Отработка приема предварительного осмотра и экскурсионного анализа, зрительной реконструкции и зрительного сравнения, приема локализации событий и показа мемориальной доски. (1 ч)

3.5. Методические приёмы рассказа: экскурсионная справка. (2 ч)

Экскурсионная справка как методический прием рассказа, его задачи и основные особенности. (1 ч)

Практическая работа: отработка использования экскурсионной справки. (1 ч)

3.6. Приём объяснения. Комментирование. Цитирование, его правила и условия. (2 ч)

Назначение и сущность приемов объяснения и комментирования экскурсионных объектов, задачи и условия их применения. Цитирование, правила цитирования. (1 ч)

Практическая работа: отработка приемов объяснения и комментирования, цитирования экскурсионных объектов. (1 ч)

3.7. Приём литературного монтажа. (2 ч)

Сущность и назначение приема литературного монтажа в экскурсии, условия его применения. (1 ч)

Практическая работа: Наработка индивидуального литмонтажа в экскурсии. (1 ч)

3.8. Отработка движения в экскурсии. Использование «портфеля экскурсовода». (2 ч)

Как правильно организовать движение экскурсантов во время экскурсии, основные правила продвижения и Т.Б. (1 ч)

Практическая работа: Отработка правильного и уместного использования «портфеля экскурсовода». (1 ч)

3.9. Анализ отдельных приёмов показа и рассказа. (2 ч)

Анализ отдельных приемов показа и рассказа. Целесообразность применения того или иного методического приёма в экскурсиях. (1ч)

Практическая работа: выбор и отработка индивидуального использования одного из приемов рассказа или показа (по желанию). (1 ч)

3.10. Практическое занятие. Проведение обзорной экскурсии по музею «Слава учителю. Зал памяти В.С. Короткевича» (1.ч)

 

  1. IV. Техника ведения экскурсии (8 ч)

4.1 Составные элементы и требования к технике проведения экскурсии. (2 ч)

Элементы техники проведения экскурсий, требования: раскрытие подтем и основных вопросов темы экскурсии. (1 ч)

Практическая работа: работа по подгруппам: отработка умения отвечать на вопросы экскурсантов. (1 ч)

4.2 Правила и приемы расстановки группы у объекта показа. Контакт экскурсовода с группой (2 ч)

Расстановка группы у объекта; темп движения группы; паузы в экскурсии.  Регулировка движения группы. Паузы и их место в экскурсии. Привитие экскурсантам умений и навыков осмотра экскурсионных объектов, умения слушать экскурсовода, выполнять его задания. (1 ч)

Практическая работа: отработка навыков регулировки движения группы, навыков привлечения внимания экскурсантов (1 ч)

4.3. Руководство познавательной деятельностью экскурсантов. (2 ч)

Использование приемов «вопрос-ответ», приемов «заданий», приема «соучастия», создание дискуссионной ситуации, персонификации, проблемной ситуации. (1 ч)

Практическая работа: Отработка любого из приемов руководства и активизации внимания экскурсантов по выбору. (1 ч)

4.4. Практическое занятие. Проведение экскурсии в школьном музее. (1ч)

4.5. Практическое занятие. Анализ техники ведения проведённой экскурсии. (1 ч)

Обсуждение экскурсии, подробный анализ работы экскурсовода и тех приемов, которые он использовал.

  1. V. Экскурсионная практика (20 ч)

5.1. Этапы подготовки новой экскурсии (2 ч)

Основные этапы подготовки экскурсии. Определение темы и цели экскурсии. (1 ч)

Практическая работа: постановка целей и задач экскурсии, выбор и характеристика объектов. (1 ч)

5.2. Выбор объектов, их проработка. Составление технологической карты. (2 ч.)

Окончательное определение объектов экскурсии, их детальное описание и историческая и архитектурная характеристика. (1 ч.)

Практическая работа: составление технологической карты экскурсии. (1 ч)

5.3. Практическое занятие. Проведение экскурсии в школьном музее. (1 ч)

5.4. Практическое занятие: Составление и защита индивидуального текста экскурсии. (2 ч)

Составление текста экскурсии с использованием всех ранее наработанных материалов. Защита индивидуального текста.

5.5. Использование методических приёмов рассказа. (2 ч)

Прием словесного описания, прием исторического репортажа, прием репортажа. (1 ч)

Практическая работа: отработка приема исторической справки и приема объяснения (1 ч)

5.6. Практическое занятие. Составление текста экскурсии по школьному музею. (1ч)

5.7. Экскурсионная справка. Характеристика объекта. (2 ч)

Экскурсионная справка, ее отличие от исторической. Прием характеристики объекта, виды характеристики. (1 ч)

Практическая работа: Отработка навыков характеристики объектов экскурсии. (1 ч)

5.8. Использование приёмов объяснения, комментирования, цитирования. (2 ч)

Прием объяснения, комментирования и цитирование во время экскурсии. (1 ч)

Практическая работа: отработка навыков комментирования и цитирования во время экскурсии. (1 ч)

5.9. Практическое занятие. Составление и использование «портфеля экскурсовода» с выходом.(2 ч)

Отбор фотоматериала, наглядностей для использования во время проведения экскурсии.

5.10. Элементы ритуала на экскурсии. (2 ч)

Виды ритуалов на экскурсии, задачи их использования. Учет религиозных особенностей ритуала. (1 ч)

Практическая работа: отработка владения элементами ритуала во время проведения экскурсии. (1 ч)

5.11. Практическое занятие. Методический выход в военно-исторический музей имени К.С. Заслонова г. Орши. (2 ч)

Знакомство с деятельностью музея, его библиотечным и документальным фондом.

Итоговое занятие (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. (1 ч)

Практическая работа: проведение итогового тестирования в форме игры «Морской бой» (1 ч)

 

Ожидаемые результаты

 

Учащиеся должны знать:

-  основные этапы развития экскурсионного дела;

- сущность, признаки, принципы, цели, задачи и функции экскурсии;

- особенности экскурсионной аудитории;

- этапы проведения экскурсии; 

- основные методы и приемы, используемые при подготовке и проведении экскурсий;

- организационные формы массовой экскурсионной деятельности;

- особенности разработки и ведения экскурсии;

- особенности природы Оршанщины и правила ее охраны;

- важнейшие исторические и военные события на Оршанщине и их связи с общеисторическим процессом развития;

 

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные теоретические знания по экскурсоведению на практике;

- анализировать проведённую экскурсию с профессиональной точки зрения;

- применять коммуникативные умения и навыки для организации экскурсантов

- разрабатывать новый экскурсионный продукт.

 

Формы и методы реализации программы

Теоретические: беседы с использованием иллюстративно-демонстрационного материала, уроки-занятия в музеях города, диспуты, лекции, оформительская деятельность и т.п.

Практические: пешие экскурсии, наблюдения, творческие задания, проведение конкурсов, викторин, развивающих игр, дискуссий, работа с краеведческой и исторической литературой, подготовка сообщений, посещение предприятий и учреждений города и района, посещение государственных и общественных музеев, проведение в них музейных занятий.

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный, творческий и др.

Основными методами обучения являются:

- методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция и др.);

- методы организации краеведческой деятельности, поведения учащихся (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);

- методы стимулирования краеведческой деятельности, поведения учащихся (соревнование, участие в экскурсиях, поощрение и др.);

- методы контроля и оценки краеведческой деятельности, поведения учащихся (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика и др.).

Формы занятий– групповые, индивидуальные, вводные, ознакомительные, комбинированные, практические, игровые, контроля, викторина, экскурсия, конкурс и др.

Основной формой обучения является групповое занятие. Нетрадиционная обстановка во время занятий помогает ребятам раскрепощаться во взаимоотношениях между собой и педагогом, проявлять инициативу и творчество, что позволяет достигать положительных результатов в процессе обучения и воспитания.

Для эффективной реализации программы необходимы определенные условия:

- наличие учебного кабинета, который соответствует санитарно-гигиеническим нормам и нормам пожарной безопасности;

-определенный возрастной диапазон членов объединения, необходимый для нормального общения в подростковой среде;

- взаимодействие с другими учреждениями города.

Необходимые средства обучения

  1. Тематические карточки-задания.
  2. Карты г. Орша, Оршанского района, Витебской области.
  3. Фотоматериал.
  4. Ноутбук, интерактивный экран
  5. Дидактические игры и конкурсы.

 

Список литературы для педагога

 

1.Бацькаўшчына: зборнік гістарычнай літаратуры / склад. С.С.Панізнік. – Мн., 1998.

  1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М. –П., 2000.

3.Вопросы экскурсионной работы. – М., 1973.

4.Гісторыя Беларусі / пад рэд. А.Г.Каханоўскага і інш. – Мн., 1997.

5.Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. -  Мн., 1988.

6.Дьякова Р.А. Основы экскурсионной работы. – М., 1973.

7.Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С.  Основы экскурсоведения. – М., 1985.

8.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – Мн., 2000.

9.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: уч. Пособие в 3-х ч. – М., 1992.

10.Тарасаў К.І. Памяць пра легенды. – Мн., 1994.

 

Литература для учащихся

  1. Арлоў, У., Сагановіч, Г. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі / У. Арлоў, Г. Сагановіч. – Вільня: «Наша будучыня», 2002. – 223 с.
  2. Богомазов, B.C. Константин Заслонов. Краткий биографический очерк / B.C. Богомазов. – Орша, 1996. – 138
  3. Громыко, В.А. Радуга над дорогой / В.А. Громыко. – Мн.: «Беларусь», 2000. – 383 с.
  4. Жуковский, В.В. Оршеведение / В.В. Жуковский. – Орша, 2008. – 208 с.
  5. Заслонова, И.К. Повесть об отце / И.К. Заслонова. – М., 2008. – 256 с.
  6. Легенды і паданні Вiцебшчыны / Н. Зайцава [i iнш.]. – Вiцебск, 2002. – 144 с.
  7. Мой родны край – Аршаншчына. Краязнаўчы зборнік / Т.М. Варонiна, А.М. Шынкевiч. – Витебск, 2000. – 160 с.
  8. Радомская, Л.Д. Уладзімір Караткевіч і Орша / Л.Д. Радомская. – Орша, 1998. – 48 с.
  9. Шынкевіч, A.M. Аршанскае замчышча / A.M. Шынкевіч. – Орша, 1989.
  10. Шинкевич, A.Н. Кутеинская лавра: страницы истории / A.Н. Шинкевич. – Орша, 1992. – 20 с.
  11. Шынкевіч, A.M. Ільінская царква ў Оршы / A.M. Шынкевіч. – Орша.

 

 

Педагог дополнительного образования                          Н.П. Прудникова

 

Заместитель директора

по воспитательной работе                                                           Т.О. Домашова

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника

управления по образованию

Оршанского районного

исполнительного комитета

____________О.В. Булавко

«___» _____________ 2023

 

 

свернуть

Презентация "Юный экскурсовод"