Положение о школьном музее
«Слава учителю. Зал памяти В. С. Короткевича»
1.Общие положения.
1.1. Школьный музей (далее Музей) является структурным подразделением государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г. Орши имени В. С. Короткевича» (далее - учреждение).
1.2. Юридический адрес музея: Республика Беларусь, Витебская область, г. Орша, улица 1 Мая, 41.
1.3. Музей в своей деятельности руководствуется следующими нормативными документами: Кодексом Республики Беларусь Об образовании; постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 г. №34 «Об утверждении Инструкции о порядке использования, учета и сохранения драгоценных металлов и драгоценных камней»; постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 декабря 2002г. №52 «Положением о музее учреждения образования и иными государственными нормативными актами, а также действующим Положением.
1.4. Экспонаты, хранящиеся в музее, являются общенациональной ценностью и подлежат государственному учету в установленном порядке.
1.5. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации учащихся.
1.6. Профиль и функции музея определяются педагогической целесообразностью, характером собранных коллекций, задачами учреждения.
- Цели и задачи музея
2.1. Музей создан в учреждении в целях изучения и приобщения подрастающего поколения к литературно-краеведческому, историко-культурному сокровищу Оршанщины, воспитания бережного отношения к своей малой родине.
2.2. Музей является одной из форм работы по развитию творческой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности и общественной активности учащихся в процессе собирания, исследования, обработки и пропаганды материалов источников по литературно-краеведческому направлению Оршанского региона, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
2.3. Задачи музея:
- развивать мотивацию учащихся для изучения литературно-краеведческой сокровищницы своей малой родины;
- способствовать приобретению практических навыков поисково-исследовательской, фондовой, экспозиционной и экскурсионной работы среди учащихся;
- содействовать профессиональной ориентации учащихся;
- участвовать в формировании, обеспечении, сохранности и рациональном использовании музейного фонда;
- развивать творческие и организационные возможности субъектов образовательного процесса в различных видах индивидуальной, групповой, коллективной деятельности;
- воспитывать у подрастающего поколения ответственность за будущее культурного сокровища средствами музейной деятельности;
- воспитывать культуру досуга;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к музейным предметам;
- охранять и пропагандировать памятники истории, природы и культуры своего региона.
- Организация деятельности музея
3.1. Общее руководство деятельностью Музея осуществляет руководитель учреждения. Директор школы:
3.1.1. осуществляет непосредственный контроль за организацией деятельности школьного музея;
3.1.2. утверждает приказам по школе руководителя музея из числа педработников;
3.1.3. несет ответственность за обеспечение условий сохранения музейного фонда;
3.1.4. рассматривает и утверждает план работы Музея.
3.2. работа музея организуется на основании самоуправления. Руководит им совет музея. В совет музея входят: руководитель музея, зам. директора по воспитательной работе, учитель белорусского языка и литературы, ученики 5-11 классов.
3.3. непосредственное руководство практической деятельностью Музея осуществляет руководитель Музея, назначаемый директором учреждения.
Руководитель Музея:
3.3.1. комплектует и организует работу ученического актива музея, с которым осуществляет плановую поисково-собирательную, учетно-сохранную, экскурсионную и выставочную деятельности;
3.3.2. осуществляет в инвентарной книге учет копий материалов, поступающих в музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование;
3.3.3 осуществляет плановую научно-исследовательскую работу в архивах города, республики, библиотеках по комплектованию музейного фонда документов;
3.3.4. обеспечивает связь Музея с общественными и государственными музеями города и Республики;
3.3.5. несет ответственность за работу Музея по информированию педагогического коллектива и учащихся о деятельности Музея.
3.4. совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения в фонды Музея поступивших в процессе комплектования памятников истории и культуры; рассматривает и утверждает тематико-экспозиционные планы; обсуждает основные вопросы деятельности Музея: подготовку лекторов, экскурсоводов; участие в конференциях; выпуск сборников, буклетов; проведение мероприятий и др.
3.5. финансирование мероприятий по созданию музейной экспозиции, приобретению демонстрационной мебели, созданию копий документов, изданию буклетов и др. осуществляется за счет бюджетных средств учреждения.
3.6. Обязательные условия для создания Музея:
- музейный актив из числа учащихся и педагогов;
- наличие паспорта Музея;
- собранные и зарегистрированные в книге учёта музейные предметы;
- наличие помещения и музейного оборудования для сохранения и экспонирования музейных предметов;
- музейная экспозиция;
- фондохранилище;
- наличие положения Музея, утвержденного директором учреждения;
- наличие плана работы Музея на учебный год.
3.7.В целях оказания помощи Музею может быть организован Совет взаимодействия или попечительский совет.
3.8. Музей призван обеспечивать дополнительное литературно-краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
- Функции Музея
4.1. Основными функциями Музея являются:
- использование музейных предметов в образовательном процессе;
- комплектование и учет музейных фондов;
- обеспечение целостности историко-культурных и природных ценностей региона;
-организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- развитие детского самоуправления;
- организация поисково-исследовательской деятельности учащихся, направленной на пополнение музейных фондов.
- Учет и обеспечение сохранности фондов Музея.
5.1. учет музейных предметов осуществляется отдельно по основному и научно-вспомогательному фондам.
Для учета музейных предметов должна быть инвентарная книга для основного фонда (прошнурованная и утвержденная печатью директора научного учреждения) и учетная тетрадь для вспомогательного фонда.
5.2. ответственность за сохранение фондов Музея несет руководитель учреждения.
5.3. хранение в Музее взрывоопасных и других предметов, несущих угрозу жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
5.4. музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена Музеем, должны быть переданы на сохранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.
- Порядок реорганизации и ликвидации Музея.
6.1.в случае прекращения деятельности Музея, вопрос о передаче его фондов, как в государственные, так и в общественные музеи решается органами образования и органами культуры и оформляется соответствующим распоряжением директором учреждения.
6.2. во вторых случаях Музей консервируется и опечатывается (руководитель Музея или представитель учреждения вместе с представителями органов образования и культуры составляют акт наличия экспонатов).