РУС БЕЛ ENG

Летопись

Немного истории

Школа № 3 г. Орши по документам впервые упоминается с 1918 года. В силу разных обстоятельств она трижды меняла свой адрес.

До войны школа находилась на улице Пионерской, около реки Днепр. Это было двухэтажное здание из красного кирпича. В то время школа считалась еврейской, и основной контингент составляли евреи. А обучение велось на языке идиш. Затем в школе национальный состав стал разнообразным: обучались белорусы, русские, евреи и ученики других национальностей. Социальный состав учащихся был разнообразным. В школе учились дети рабочих, интеллигенции, служащих, а также различного вероисповедания.

Первым директором школы был назначен Шельцин Арон Самуилович. С начала основания в школе работало 35 учителей. Некоторые из них закончили Витебскую учительскую семинарию, другие - женские курсы в Петрограде, Оршанский педагогический техникум, Горецкую академию.

В довоенные годы в школе №3 семь классов закончил Саша Котов, юный герой Великой Отечественной войны. В память о нём в «Красном уголке» школы был открыт пост I. Решением Горкома комсомола в апреле 1967 года пионерской дружине и комсомольской организации школы было присвоено имя Саши Котова, героя Великой Отечественной войны.

23 февраля 1974 года на здании школы была торжественно открыта мемориальная доска в память Саши Котова.

В то время активно велась работа по сбору материалов о юном герое Великой Отечественной войны. Пионеры оказывали шефскую помощь матери Саши.

Перед войной, по свидетельству очевидцев, директором школы № 3 был учитель по фамилии Тиханский.

За годы войны здание и архив школы были полностью уничтожены.

Отгремели последние залпы войны. Жизнь стала потихоньку налаживаться. В Орше осталось только четыре школы, а жаждущих учиться не сосчитать… 

1 сентября 1950 г…

Первая школа-новостройка по улице Свердлова, возвышаясь величественной красотой и белизной стен над деревянными домиками, радушно встречает своих учеников.

Первым директором школы была Дашук Валентина Александровна (до 1957 года), завучем школы Шкредов А. Р. (с 1950 по 1957 год). С 1957 по 1963 г. директором школы был Шкредов А. Р., завучем -  Александров Н. А. (с 1963 по 1967).

Школа была рассчитана на 400 учащихся, а обучалось в ней свыше тысячи детей.

С первых дней существования вновь отстроенной школы педагогический коллектив и ученики включились в активную деятельность.

Начало развиваться краеведение. Организовывалось множество походов по изучению родного края.

Была создана художественная самодеятельность. Под руководством талантливых учителей проводились  концерты, как в школе, так и на других предприятиях.

Высоких показателей достигли спортсмены школы. Усилиями полколлектива был оборудован спортзал. Более 10 лет подряд за высокие результаты в соревнованиях школа держала кубок города.

В 1983г. школа перешла в новое здание.

1984г. – в школе открыт музей «Слава учителю».

26 ноября 1989 г. состоялось торжественное открытие Зала памяти Владимира Короткевича.

Через семь лет после открытия (1991г.) музею было присвоено звание народного.

С этого времени становится традиционным проведение Недели В. Короткевича в школе, участие в городских, областных, республиканских, международных мероприятиях, посвящённых знаменитому белорусскому писателю: митингах, гостиных, конференциях, конкурсах, экспедициях.

С 1985г.  школа носит имя Владимира Короткевича.

В 2005 году была издана летопись школы в 4-х книгах. Здесь использованы документы архивов, материалы периодической печати, письма бывших учеников и учителей, воспоминания ветеранов педагогического труда.

В 2009-2010 годах работа над летописью школы продолжена. В ней представлены материалы из истории развития школы, её жизнедеятельности, традициях, знаменитых выпускниках школы, архивные материалы и справки.

Активные создатели первых страниц летописи: выпускники разных поколений, первый руководитель школьного музея Радомская Л.Д., заместитель директора школы по воспитательной работе Стаховская Л.М., педагог – организатор Анисимова Н.А., редактор школьной газеты «Вяртанне» Грабовик Т.В., руководитель краеведческого кружка Котелева Л.А., учитель информатики Баранова Т.В., создатель школьного сайта Рудаков М.В.

Летопись 2014-2018

НОВОМУ ВРЕМЕНИ – НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ

Какая она школа, в которой раскрываются таланты и способности каждого ребенка? Ведь это так важно, чтобы дети приходили к пониманию ценности знаний, любили учиться и учились с удовольствием и интересом.

Средняя школа № 3 г. Орши сегодня – это 740 учащихся. Контингент учащихся возрастает с каждым учебным годом.

Учреждение размещено в трёхэтажном здании, общая площадь которого составляет 6868 м2. Площадь на одного ученика составляет около 9,7 м2. В здании учреждения размещаются 40 учебных кабинетов, столовая, актовый зал, библиотека, 2 компьютерных класса, кабинет охраны труда, медицинский кабинет, спортивный зал, тир, пункт коррекционно-педагогической помощи, кабинет социально-педагогической и психологической помощи.

Администрация уделяет внимание решению задач комплексной информатизации образовательного процесса и управленческой деятельности. Головной компьютер кабинета информатики, компьютеры в кабинетах директора, заместителей директора, инженера-программиста, в библиотеке, в компьютерных классах подключены к сети Интернет, что позволяет педагогам и администрации широко использовать Интернет-ресурсы в образовательной и управленческой деятельности. Проведена локальная сеть. Для удовлетворения информационных потребностей в области правового обеспечения установлена нормативно-правовая база «Эталон».

Большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы. За счёт различных источников финансирования (бюджетные средства, внебюджетная деятельность, спонсорская помощь, средства попечительского совета) приобретены мобильный компьютерный класс, несколько ноутбуков, принтеров, ламинатор, телевизоры, школьные магнитные доски, 10 швейных машин, светодиодное табло, микшерный пульт. В учебных кабинетах русского языка, математики, начальных классов, английского языка, информатики, межкультурных коммуникаций, географии, истории, обслуживающего труда, физики, спальни группы продлённого дня (далее – ГПД), приемной, кабинета заместителей директора, химии, биологии, школьного буфета произведен капитальный ремонт. Проведена замена 23 дверных блоков в учебных кабинетах 1-го и 2-го этажей, ремонт и покраска цоколя, замена крышек парт в трех кабинетах, агрегата холодильного на сплит-систему в холодильной камере пищеблока, замена приборов электроосвещения на энергосберегающие, жалюзи, школьная мебель, а также входные и внутренние двери ПВХ. Замена умывальников, унитазов, смесителей проводится (по необходимости) круглый год.

Фонд библиотеки укомплектован научно-познавательной, справочной, художественной литературой и составляет 10 454 экземпляров, учебники и учебные пособия – 17 308 экземпляров. Библиотека оснащена компьютером с выходом в сеть Интернет и программным комплексом «БиблиоГраф».

Ежегодно учреждение входит в тройку лучших учреждений по итогам районного смотра-конкурса «Лучшее учреждение образования по ремонту зданий и сооружений». В текущем году учреждению объявлена благодарность за подготовку школы к новому учебному году.

Ключевая роль в образовательном процессе школы принадлежит учителю. Учителю творческому, всесторонне развитому, с активной жизненной позицией, неравнодушному к своей работе, к судьбам своих учеников. Учителя СШ № 3 постоянно находятся в поиске, следят за новинками в образовании, принимают участие в конкурсах педагогического мастерства. Учитель истории А. М. Иванов имеет категорию «учитель-методист», 80 % педагогов – высшую и первую квалификационные категории. О. Н. Шорникова и О. А. Трухан удостоены премии специального фонда Президента Республики Беларусь, А. М. Иванов, О. А. Трухан – нагрудного знака Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования».

В  учреждении работают педагоги наиболее трудоспособного возраста: 12 (18%) педагогов в возрасте до 30 лет, 44 (67%) педагога в возрасте до 55 лет, стаж работы свыше 15 лет составляет у 45 (68%) педагогов.

Наши педагоги всегда анализируют свою работу, делятся опытом и перенимают опыт коллег, не останавливаются на достигнутом, всегда стремятся к большему. Так, в заключительном этапе республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь» в номинации «Иностранный язык» победу одержала учитель иностранного языка О. А. Трухан. Учитель математики Ю. В. Гордецкая стала победителем в международных конкурсах «Познание в сотворчестве», «Идеи образования – 2020», областном конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет». Педагоги Ю. В. Гордецкая, О. А. Трухан, Л. В. Другакова – победители областного конкурса «ІДЭЯ». Учитель класса интегрированного обучения и воспитания А. А. Лунькова – победитель областного конкурса педагогических идей «Использование современных педагогических технологий в работе с детьми с ОПФР», заведующий библиотекой Ю. А. Милахина – победитель областного этапа республиканского конкурса «Библиотека – центр духовного просвещения и воспитания». Учитель математики О. С. Мисько одержала победу в районном конкурсе на лучшую разработку мастер-класса и в течение года активно делилась опытом со своими коллегами по теме «Конструктор урока с использованием онлайн-сервисов». Педагогические работники регулярно презентуют опыт своей работы на областных и республиканских конференциях и семинарах. 

Одним из направлений работы по повышению профессионального мастерства учителя является методическая помощь педагогам в распространении эффективного и положительного опыта путём публикаций в предметных изданиях, других средствах массовой информации: 2018/2019 год – 18; 2019/2020 – 26; 2020/2021 – 31 публикация. Виртуальные предметные кабинеты оснащены методическими материалами.

1.иностранный язык

2.информатика

3.математика

4.белорусский язык

5.география

6.биология

7.начальные классы

8. ютуб-канал учителя истории

https://sites.google.com/view/foreignlanguagesclassroom/главная-страница

https://sergkorolev73.wixsite.com/inf207

https://svetamikhalchenko7.wixsite.com/virtualkabinet

https://irinazueva1702.wixsite.com/virtualkabbel

https://svetamikhalchenko7.wixsite.com/website-4geografi18

http://g333868b.beget.tech/

https://medvedskaya0212.wixsite.com/junior-school

https://www.youtube.com/channel/UCt7bGnVISbnH-TFOlj4tWkA

Учреждение образования на протяжении пяти лет входит в тройку лучших в районе по организации методической работы.

Педагогический коллектив учреждения ведет целенаправленную работу по совершенствованию образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

На I ступени общего среднего образования функционируют классы интегрированного обучения и воспитания, в которых организуется образовательный процесс для учащихся с особенностями психофизического развития по учебным планам специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с нарушениями слуха. С целью оказания коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные, стойкие или временные трудности в освоении учебных программ, открыт пункт коррекционно-педагогической помощи. Коррекционно-образовательный процесс осуществляют учителя-дефектологи. В учреждении функционирует три ГПД для учащихся I – III классов.

В целях реализации образовательных запросов учащихся на II ступени общего среднего образования осуществляется изучение учебных предметов на повышенном уровне по немецкому и английскому языкам, физике и русскому языку (17,6%)

Охват учащихся профильным обучением на III ступени общего среднего образования увеличился до 100%. В X и XI классе осуществляется изучение на повышенном уровне учебных предметов «Русский язык», «Математика» и «Иностранный язык» (вторая модель формирования класса).

Учащиеся, изучающие учебные предметы на повышенном уровне, ежегодно демонстрируют положительную динамику и достаточный либо высокий уровень учебных достижений. Высок показатель поступления в высшие учебные заведения.

Школа постоянно ориентируется на потребности учащихся в образовании, здоровом образе жизни, отдыхе. В учреждении созданы все условия для внеурочной работы, факультативных занятий, объединений по интересам, кружков и секций.

Учащиеся I – IV классов посещают общеразвивающие факультативные занятия. На II и III ступенях общего среднего образования факультативные занятия имеют предметную, социокультурную и гуманитарную, спортивную, военно-патриотическую направленности. Факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической, художественной направленности. Соблюдается преемственность, реализуется допрофильная подготовка учащихся. Охват учащихся факультативными занятиями разной направленности остаётся достаточно стабильным.

С целью ориентации учащихся на получение педагогических специальностей на III ступени общего среднего образования с 2019 года открыты профильные классы педагогической направленности.

По итогам 2020/2021 учебного года учреждение образования занимает первое место в своей группе школ по учебной работе.

Особенностью воспитательной работы учреждения является опора на музейную педагогику (в учреждении действует музей «Слава учителю» и зал памяти В. Короткевича, печатным органом которого является школьная газета «Вяртанне»), развитие школьного самоуправления, детские и молодежные организации, общественные объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» и «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее – БРПО, БРСМ), расширение воспитательного пространства за счёт сотрудничества с структурами района.

В школе действует пионерская дружина имени Саши Котова, членами которой являются 486 (94%) учащихся. Деятельность организации освещается на сайте учреждения образования, в группах социальной сети «ВКонтакте»: «БРПО в Орше», «БРПО Витебская область», instagram: SCHOOL_3_ORSHA, телеграмм-канале «На100стоящая молодёжь».

Социально-педагогической и психологической службой школы ведётся работа по выявлению, учёту и сопровождению детей, воспитывающихся в опекунских, приёмных семьях; проживающих отдельно от родителей; находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. Большое внимание в учреждении образования уделяется правовому воспитанию учащихся. Ведётся постоянный поиск инновационных форм работы по профилактике противоправного поведения: правовой отряд для учащихся подучётных категорий, действующий на базе школьного оздоровительного лагеря, интерактивное взаимодействие в форме «Информ-дайджеста» и др.

Золотой фонд школы – одаренные учащиеся. Ежегодно ребята занимают призовые места в олимпиадном движении, на научно-исследовательских конференциях, конкурсах интеллектуального, спортивного и творческого характера. В прошлом году в копилке школы более 200 дипломов разного уровня.

Важным фактором сохранения здоровья учащихся является организация питания в учреждении образования. С целью информирования учащихся и их законных представителей о разных формах питания, меню, порядке оплаты на сайте учреждения создана вкладка «Едим в школе». Плата за питание в учреждении осуществляется через систему «Расчёт» (ЕРИП).

Высокую результативность в конкурсах различного уровня демонстрируют школьные творческие коллективы: образцовый коллектив театра - костюма «Образ. ВY» (руководители Деревянко Е.В., Виноградова Н.Я.) победитель Международного многожанрового фестиваля творчества «Белавежская зорка» (Лауреат I степени), областного этапа VI Республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!» (Диплом I степени), участник III районного фестиваля уличного искусства «Волаты Прыдзвiння» (Витебская область); команда КВН «Крышка» (руководитель Деревянко Е.В.) победитель Весеннего кубка открытой школьной лиги КВН г. Минска (1 место), финала Открытой школьной лиги КВН г. Минска (1 место), V областного чемпионата школьных команд КВН (3 место), I Международного онлайн - фестиваля детских команд КВН в номинации «Приз зрительских симпатий» конкурса «Стоп-кадр» (2 место), участник Международного онлайн-фестиваля детских команд КВН; вокальная группа «МIX» (руководители Лебедь Е.М., Солнцева И.А.) дипломант I степени областного этапа VI Республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!», участник республиканского конкурса, в международном конкурсе «Млечный путь» заняли 1, 2 место, II Международный конкурс-фестиваль исполнительного искусства «Территория успеха» (Лауреат I степени), Международный конкурс-фестиваль «Детские забавы» (Лауреат II степени); театральный коллектив «Светлячок» (руководитель Островская И.С.) занял 1 место в районном этапе и стал участником областного экофестиваля «Сохраним планету вместе».

Показателем высокой эффективности воспитательной работы в учреждении является стабильно хороший балл воспитанности учащихся. С 2017 года по 2019 год учреждение признавалось лучшим в районном рейтинге по воспитательной работе, в 2020 году занимало 2 позицию в рейтинге, в 2021 сохраняет эту позицию.

Школа сегодня – это учреждение, находящееся в постоянном инновационном поиске. Это праздники и будни, уроки и воспитательные мероприятия, трудовые десанты и полезные акции.

С профилизацией обучения связано участие учреждения в республиканском экспериментальном проекте «Апробация экспериментальных интегрированных учебных планов и учебных программ в условиях обновленного содержания допрофильной подготовки и профильного обучения».

Высокие показатели образовательного процесса, внедрение педагогических инноваций позволили учреждению образования в 2020 году получить звание «Лучшее учреждение образования, расположенное в городской местности» с занесением на Доску почета Оршанского района.

Наша школа – это особый школьный дух, идея, которая увлекает сразу всех: ребенка, учителя, родителя, – и тут же реализуется. Детям дается возможность раскрыть свои способности, здесь помогают им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.