Школьный музей – центр гражданско-патриотического воспитания
Прудникова Наталья Петровна,
учитель белорусского языка и литературы, руководитель музея «Слава учителю. Зал памяти В.С. Короткевича»
ГУО «Средняя школа №3 г. Орши»
На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания обучающихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе. Содержание воспитания по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных, духовных традиций белорусского народа, идеологии белорусского государства, правовых знаний, формирование готовности к исполнению гражданского долга, правовой ответственности. Работа, направленная на воспитание социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности. [1,13].
Школьный музей является центром гражданско-патриотического воспитания, способствующий воспитанию у каждого школьника любви и уважения к своей стране, которая начинается с любви и уважения к малой родине, городу, школе, воспитанию бережного отношения к истории своего народа. Кроме того, школьный музей – это воспитательный центр открытого образовательного пространства, координатор деятельности гражданско-патриотического воспитания учреждения образования, связующая нить с другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Музей «Слава учителю» был создан 5 октября 1984г. на базе ГУО «Средняя школа №3 г. Орши». Создателем и первым директором музея являлась Радомская Лилия Дмитриевна, которая руководила музеем с 1984г. по 2000г. Воспитание интереса к педагогическому труду, ориентация на профессию учителя, воспитание лучших качеств личности на примере жизни и деятельности учителей Оршанщины – это была цель создания музея. Открытию музея предшествовала длительная поисковая краеведческая работа. В итоге было собрано много документов и материалов о судьбах учителей Оршанщины, а также материалы по истории народного образования в местном крае до революции и в советский период.
Так как в СШ №3 с 1938 по 1941гг. учился будущий белорусский писатель В.С. Короткевич, в конце 70-х годов по инициативе учителя белорусского языка Павловской Л.Б. была начата переписка с писателем, сбор материалов. 11 июня 1985 года школе было присвоено имя В.С. Короткевича. В ходе продолжавшейся поисковой работы в музее «Слава учителю» в 1986 году была открыта экспозиция, а 26 ноября 1988 года – второй зал, посвящённый В. Короткевичу. С этого времени для нашей школы становится традицией участие в городских, республиканских, международных мероприятиях, посвященных памяти писателя.
Сегодня музей представляет собой комплекс краеведческого и литературного направлений. Профиль, программа, функции школьного музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются ее задачами. Цель работы школьного музея – изучение и приобщение подрастающего поколения к литературно-краеведческим, историко-культурным ценностям Оршанщины, воспитание бережного отношения к своей малой Родине. В первом зале «Слава учителю» представлены экспозиции: история образования на Оршанщине в 16-19 вв.; становление советской школы в 1917-1941 гг.; на защите Родины; учителя–новаторы; летопись ГУО «Средняя школа №3 г. Орши».
«Зал памяти В. Короткевича» включает следующие экспозиции: детские и юношеские годы В. Короткевича; университетские годы В. Короткевича; литературное наследие В. Короткевича; драматургия В. Короткевича; память про писателя; фотовыставка В. Ждановича «Зямля пад белымі крыламі».
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Ядро актива музея и его направляющий орган – Совет музея. План Совета музея координируется с годовым планом учебно-воспитательной работы школы.
Сегодня школьный музей предлагает целый ряд различных по своему содержанию и форме проведения мероприятий: экскурсии, музейные занятия, музейные лекции, квест-игры, передвижные выставки «Музей в чемодане», встречи, тематические выставки, дни открытых дверей, просмотр фильмов-реконструкций, документальных фильмов и др.
Экскурсия – одна из основных форм работы школьного музея. Целью экскурсионной деятельности в школе является создание условий для становления всесторонне развитой и социально-мобильной личности, стремящейся к освоению нравственных, исторических и культурных ценностей своего народа. Экскурсоводом в школе может быть каждый, кто любит музей, кто умеет интересно рассказывать. Экскурсии проводятся на двух языках: в зале «Слава учителю» -- на русском, в зале В. Короткевича – на белорусском. Проведение экскурсий на белорусском языке способствует формированию национального самосознания учащихся.
Кроме проведения экскурсий актив музея привлекается и к лекторской работе. Темы лекций выбираются совместно с руководителем музея и соответствуют каким-либо значимым событиям, датам или именам в истории города и страны. Тематика проводимых лекций разнообразна. С большим интересом учащиеся слушают лекции о выпускниках своей школы: Саше Котове – герое Великой Отечественной войны, чьё имя носит пионерская дружина школы; героях-афганцах – Михаиле Сластенко и Александре Сасе. Их имена увековечены на мемориальных досках, которые расположены на фасаде здания школы.
Особое внимание уделяется организации встреч на базе музея с живыми свидетелями исторических событий: ветеранами войны и труда, их родственниками, детьми войны, малолетними узниками фашистских концлагерей. Некоторых ветеранов посещают сами учащиеся, чтобы помочь и пообщаться с ними. Ежегодно в день вывода советских войск из Афганистана в стенах музея проходят встречи с ветеранами афганской войны. Героизм наших солдат – пример для военно-патриотического воспитания нашей молодёжи.
Главная роль в гражданско-патриотическом воспитании отводится краеведческой работе. Занимаясь краеведением, учащийся чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, друзья, соседи делают историю своего города, а значит и страны. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса.
Поисково-исследовательской деятельностью наш музей занимается с самого начала своего существования. В ходе такой работы учащимися школы собран обширный материал о каждом учителе, который представлен в экспозиции зала «Слава учителю». Оформлено свыше 50 альбомов, рассказывающих о деятельности учителей Оршанщины. Большая работа проведена по сбору информации об учителях – участниках Великой Отечественной войны. В экспозиции музея находятся фронтовые письма, армейские книжки, личные вещи участников войны. Жизненные истории, из хранившихся в музее воспоминаний участников Великой Отечественной войны, позволили реконструировать некоторые события военных и послевоенных лет. На данный момент продолжается сбор материала об учителях – ветеранах педагогического труда.
В результате поисковой деятельности о воинах-интернационалистах школьный музей пополнился новыми материалами: документами, воспоминаниями, письмами, фотографиями, сборником документальных произведений «Путь на Саланг». Учащиеся школы были инициаторами проведения встреч с воинами-афганцами. Было подготовлено 13 анкет воинов-интернационалистов Оршанщины, а также к ним приложены фотоматериалы из армейских альбомов, ксерокопии грамот, удостоверений на медали.
Поисковые задания получают и экспедиционные отряды, в которых состоят учащиеся 2-11 классов. Материалы экспедиций используются в работе музея. Таким образом, к краеведческой работе приобщаются все учащиеся школы, что способствует воспитанию чувства любви к Родине, к своей земле, родному дому; накоплению знаний по истории; посильному, с учетом возраста учащихся, овладению методами исторического познания. Материалы музея используются в исследовательских работах учащихся школы.
На базе музея учреждения образования проводятся учебные и факультативные занятия по учебным предметам: всемирной истории и истории Беларуси, белорусскому языку и литературе, русскому языку и литературе, географии. В музее проводятся внеклассные мероприятия, воспитательные мероприятия в рамках шестого школьного дня, информационные и классные часы. В период школьных каникул мероприятия проводятся для воспитанников лагеря. В музее проходят торжественные приёмы в ряды ОО «БРПО» и ОО «БРСМ».
Регулярными стали посещения учащимися городских музеев, изучение их архивных материалов, совместная работа.
Таким образом, школьный музей как никакой другой обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Работа школьного музея ориентирована на сохранение традиций и преемственности поколений, на воспитание уважения к событиям прошлого, формирование патриотизма, чувства сопричастности к историческому прошлому своей Родины. Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи от 15 июля 2015г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://adu.by/ru/uchitelyu/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god.html -- Дата доступа: 18.02.2022.