РУС БЕЛ ENG

Информация для замещающих семей

План работы по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18

План работы

государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г.Орши имени В.С. Короткевича»

по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18

«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

на 2023/2024 учебный год

 

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Примечание

1.     Организационно-практическое обеспечение

1.

 

Ознакомление вновь прибывших педагогов с основными положениями нормативно-правовых документов:

· Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

· Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите от 05.05.2007 №30, от 14.07.2009 №48, от 25.07.2011 №117.

· Положение о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь  от 27 ноября 2017 г. № 146

 

 

Август

 

 

 

 

 

 

 

Педагог социальный

Макаренкова Н.В.

 

 

 

 

 

Рассмотрение вопросов о реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» на совещании при директоре.

Декабрь

 

 

 

Зам. директора по ВР

Домашова Т.О.,

педагог социальный

Макаренкова Н.В.

 

Консультация для родителей по теме: «Права и гарантии многодетных семей»

Ноябрь

 

Педагог социальный

Макаренкова Н.В

 

2.     Выявление и учёт детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите.

1.

Обеспечение  своевременного выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите через:

·    изучение условий жизни и воспитания учащихся 1-11 классов;

·    взаимодействие с РОВД, ИДН, КДН, сектором социальной работы;

·    взаимодействие с расчётно-паспортным центром;

·    взаимодействие с медицинскими работниками поликлиник;

·    взаимодействие с учреждениями образования района;

·    взаимодействие с дошкольными учреждениями:

-совместные заседания совета профилактики школы  с  заинтересованными учреждениями;

-совместное посещение семей, где дети находятся в социально опасном положении, состоят на различных видах учёта;

·    взаимодействие с центром по труду, занятости и социальной защите населения;

·    взаимодействие с СПЦ  (актуализация банка данных).

Постоянно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам.директора по ВР

Домашова Т.О.,

педагог социальный

Макаренкова Н.В.,

педагог-психолог

Бабич О.А.,

классные руководители

 

2.

Рейды «Подросток», «Досуг», рейды с целью диагностики соблюдения прав детей в семье, определения комплекса мер по предупреждению семейного неблагополучия.

Рейд «Семья без насилия»

Постоянно

 

 

По плану

Зам.директора по ВР

Домашова Т.О.,

педагог социальный

Макаренкова Н.В.,

педагог-психолог

Бабич О.А.,

классные руководители

 

 

3.

Актуализация банка данных о детях, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите

По графику СПЦ

Педагог социальный

Макаренкова Н.В.

 

4.

Своевременное посещение семей, заполнение и предоставление специалистам СППС актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, информация которых является основанием для постановки неблагополучной семьи на учёт в учреждении.

В течение 1 дня со дня выявления неблагополучия

Классные руководители

 

 

3.  Организация работы с семьями. Профилактика социального сиротства. Повышение престижа благополучной семьи.

1.

Советы профилактики с рассмотрением вопросов утверждения планов помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, составления проекта межведомственного плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите:

1. Работа педагогического коллектива по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

2. Анализ преступлений и правонарушений за 2018 г.

3. Занятость учащихся, состоящих на различных видах учёта, в спортивных секциях, кружках.

4. Отчёты классных руководителей о работе с детьми по профилактике семейного неблагополучия.

5. Анализ успеваемости и посещения занятий учащихся, состоящих на различных видах учёта.

6. Отчёты классных руководителей о работе с детьми, находящимися в социально опасном положении.

7. Анализ межведомственного взаимодействия школы и семьи.

8. Отчёты классных руководителей о работе с детьми по профилактике преступлений и правонарушений. Отчёты общественных воспитателей о работе с детьми, состоящими на различных видах учёта.

9. Летняя занятость детей, находящихся в социально опасном положении.

10. Эффективность взаимодействия школы с ИДН, комиссиями по содействию семье и школе. Работа специалистов СППС с семьями, где дети находятся в социально опасном положении. Отчёты классных руководителей о посещении семей 1- 11 классов.

11. Отчёты классных руководителей о работе с учащимися, состоящими на внутреннем контроле.

12. Результативность работы классных руководителей с учащимися по вопросу посещаемости и успеваемости.

13.  Работа по вовлечению детей, состоящих на разных видах профилактического учета в работу школьного оздоровительного лагеря во время каникул (организация работы правового отряда).

14. Районный этап конкурса «Многодетная семья года»

1 раз в месяц

 

 

Ноябрь

 

Январь

Ежемесячно

Ежемесячно

Раз в четверть

Ежемесячно

 

Декабрь

Раз в квартал

 

Май - август

Октябрь

Ежеквартально

1 раз в четверть

Октябрь, декабрь, март, май

февраль

Члены совета профилактики,

классные руководители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Взаимодействие с учреждениями, организациями, государственными органами с целью устранения причин, вызвавших социально опасное положение несовершеннолетних, определения комплекса мероприятий по восстановлению семьи

Согласно индивидуальным планам

Педагог социальный

Макаренкова Н.В.

 

 

3.

Социально - педагогическое, психологическое сопровождение детей, оказавшихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите, оказанием следующих видов помощи: социально-педагогическая; коррекционная; материальная; медицинская; правовая;  

психологическая:

1. Психодиагностика личностных особенностей детей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на различных видах учёта

2. Индивидуальные консультации для учащихся из замещающих семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на различных видах учёта.

3. Психологические часы:

- «Мои жизненные ценности» (VI классы)

- «Пьянство спутник преступлений. Скажи ему – нет!» (X класс)

- «Скажи, нет вредным привычкам» (V классы)

- «Вечные ценности» (VII класс)

- «Венера и Марс: два разных мира» (VII, VIII классы)

- «Моя жизнь – мой выбор» (профилактика наркомании VIII классы

- «Вверх по лестнице жизни» VIII классы (профилактика суицидального поведения)

4. Организация оздоровительной кампании для учащихся, находящихся в социально опасном положении, состоящих на различных видах учёта,

из приёмных, опекунских семей.

5. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися, находящимися в социально опасном положении, состоящими на различных видах учёта.

Согласно индивидуальным планам

 

В течение года

Ежемесячно

В течение года

сентябрь

октябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

апрель

В течение года

 

Март

Администрация, медицинские работники, педагоги, КДН, СПЦ, работники правоохранительных органов и др.,

педагог социальный

Макаренкова Н.В.

Педагог-психолог

Бабич О.А.

педагог

 

4.

Организация бесплатного питания детям, находящимся в СОП, проживающим в малообеспеченных, многодетных семьях

В течение года

Зам. директора по ВР Домашова Т.О.,

классные руководители

 

5.

Обращения на предприятия, в райсобес, Красный Крест с целью оказания материальной, вещевой помощи. Акция «Милосердие», «Поделись теплом души своей»

По мере необходимости

Зам. директора по ВР

Домашова Т.О.,

педагог социальный

Макаренкова Н.В.

 

7.

Ознакомление несовершеннолетних с правовой информацией, работой правового сайта для детей

В течение года

Педагог социальный

Макаренкова Н.В.

 

8.

Привитие нормы социально – приемлемого поведения, ЗОЖ,  культуры семейных отношений через привлечение к работе с детьми родителей, специалистов различных ведомств: медицинских работников, представителей прокуратуры, КДН, ГАИ, ГРОЧС, СПЦ, управления по труду и социальной защите, ЗАГСа и др.

В течение года

 

 

 

Зам.директора по ВР

Домашова Т.О.,

педагог социальный

Макаренкова Н.В.,

педагог-психолог

Бабич О.А.

 

9.

Рассмотрение вопросов по выполнению индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и оказании помощи семьям, находящимся в СОП, признанным нуждающимися в государственной защите на заседаниях совета профилактики

Ежемесячно

Члены совета профилактики

 

10.

Информирование  органов опеки и попечительства, КДН, РОВД, других государственных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, о детях, нуждающихся в государственной защите

В течение  суток

Педагог социальный

Макаренкова Н.В.,

педагог-психолог

Бабич О.А.

 

11.

Работа с благополучным ближайшим окружением несовершеннолетних (родственниками, знакомыми) с целью оказания помощи семье, создания приёмной семьи, оформления опеки

По мере необходимости

Педагог социальный

Макаренкова Н.В.

 

12.

Проведение недель: правовых знаний, ЗОЖ, работа правового отряда в школьном лагере во время каникул.

В течение года

Зам.директора по ВР

Домашова Т.О.,

педагог социальный

Макаренкова Н.В.,

педагог-психолог

Бабич О.А.,

классные руководители

 

 

13.

Работа с родителями:

1. Работа консультационного пункта  «Успешное родительство»

2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания детей

3. Школа родителей «Родительская суббота»

4. Индивидуальные консультации  для родителей из семей, где дети находятся в социально опасном положении, состоят на различных видах учёта по вопросам организации летнего отдыха учащихся.

5. Консультации для родителей «Профилактика вредных привычек у подростков»

6. Общешкольные родительские собрания:

-  Адаптация пятиклассников к обучению на II ступени общего среднего образования. Семья и школа: сотрудничество во имя безопасности;

- Роль семьи и общества в профилактике девиантного поведения подростков.

 

Ежемесячно

В течение года

1 раз в четверть

Май-август

Март

Октябрь

Декабрь

Зам. директора по ВР

Домашова Т.О.

Педагог-психолог

Бабич О.А.

педагог социальный

Макаренкова Н.В.

 

 

14

Организация летней трудовой занятости учащихся (правовой отряд, лагерь труда и отдыха)

Июнь-август

Зам. директора по ВР

Домашова Т.О.,

педагог социальный

Макаренкова Н.В.

 

свернуть

Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя».

 

«Правило пяти «нельзя»:

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
  • Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
  • Нельзя садиться в чужую машину.
  • Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
  • Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

 

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

 

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

- Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду.

- Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения.

- Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание.

- Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы.

- Отсутствие целей и планов на будущее.

- Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния.

- Пессимистическая оценка своих достижений.

- Неуверенность в себе, снижение самооценки.

- Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием. - Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы. - Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность). - Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей. - Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание одежды"), энурез, беременность. - Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях. Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

 

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации!

— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

 

Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей:

  • Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.
  • Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
  • Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома.
  • Расскажите ребёнку, что если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед.
  • Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов с сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
  • Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом сотрудникам милиции.
  • Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, педагогом-психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
  • Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

 

ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

 

свернуть

Конфликты с детьми и пути их разрешения

«Конфликты с детьми и пути их разрешения».

Наши дети, обучаясь в старших классах, стоят перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, именно сейчас они наиболее всего подвержены сомнениям, внутренним противоречиям, страхам перед будущим выбором своего пути.

Родители, очень часто в такой ситуации, не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребёнка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребёнка, с его отношением к своему будущему родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает "Эра конфликтов".

Что означает слово конфликт?

Конфликт (от лат.Conflictus столкновение)есть форма выражения противоречий.

Конфликт - это взаимодействие двух и более субъектов, имеющих взаимодействующие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счёт другого).

Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, её способы и средства, мобилизуемые каждой стороной. Каждое общество, каждая социальная общность в той или иной степени развивается "под знаком конфликта". А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который даёт выход социальной напряжённости, порождая тем самым социальные изменения.

Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать, т.к. уход от решения проблемы конфликтной ситуации может привести к серьёзным проблемам, связанным со здоровьем как физическим, так и психологическим и даже к суициду.

Задача педагогов и родителей определить причины и возможные пути выхода из разных конфликтных ситуаций.

  1. Каковы причины конфликтов родителей с подростками?
  2. Кризис переходного возраста.
  3. Стремление к самостоятельности и самоопределению.
  4. Требование большей автономии во всём: от одежды до помещения.
  5. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
  6. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками.
  7. Нежелание родителей признавать, что ребёнок стал взрослым.
  8. Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы.
  9. Проецирование поведения ребёнка на себе в его возрасте.
  10. Борьба за собственную власть и автономию.
  11. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка.
  12. Не подтверждение родительских ожиданий.
  13. За что и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?
  14. За то, чтобы перестать быть ребёнком.
  15. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  16. За утверждение среди сверстников.
  17. Против замечаний, обсуждений, особенно в формах ироничных, по поводу его физической зрелости.

III. Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

  1. Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.
  2. Помните, что ребёнку нужно не столько самостоятельность, сколько право на неё.
  3. Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
  4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
  5. Не создавайте в семье "революционную ситуацию", а если создали её, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.
  6. Не забывайте слова И. В. Гётте: "В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

 

Стратегия выхода из конфликтной ситуации

 

Каждый человек имеет свой стиль выхода из конфликтной ситуации, иногда он использует несколько способов. С помощью теста можно определить те способы поведения, которые наиболее характерны для человека в конфликтных ситуациях.

  1. Соперничество. Типичная реакция на конфликтную ситуацию - противоборство, соперничество. При такой стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своём, путь открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения, использования других средств давления на оппонента (в том числе и психологических).
  2. Сотрудничество. При конфликтной ситуации действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и интересы и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме, о том, как она представляется участникам конфликта. Люди стоят за совместное обсуждение разногласий, для выработки общего решения.
  3. Компромисс. Все действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чём-то в обмен на уступки другой стороны, на намёк и выработку в ходе переговоров промежуточных, средних решений, устраивающих обе стороны.
  4. Избегание. В этой ситуации человек старается выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживается от вступания в споры и дискуссии. Никогда не берёт на себя ответственности за решение.
  5. Приспособление. В этой ситуации все силы человека направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, сглаживание разногласий даже в ущерб своим интересам. Человек старается обратить внимание партнёра на то, в чём оба согласны, вместо того, чтобы обсуждать спорные вопросы всячески поддерживает своё согласие с предъявленными требованиями.
  6. Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! Замените традиционный вопрос "Кто виноват?" на другой - "Как нам быть?"

 

 

Памятка для родителей

 

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя останавливаться.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Подростковую психику нередко называют периодом "гормональной дури". У подростка происходит поиск и становление своего "я" - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции поражают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

"От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви - километры шагов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

«9 золотых правил, как общаться с подростком».

«9 золотых правил, как общаться с подростком».

 Проблема, как общаться с подростком может возникнуть в любом возрасте ребенка. Кто-то переживает пубертатный период спокойно, практически незаметно для окружающих, другие же дети переносят данное время болезненно. Причем как для себя лично, так и для окружающих. В связи с этим для многих родителей актуальной становится проблема: как общаться с подростком 12, 13, 14, 15, а порой даже и 16 лет. Есть несколько достаточно простых, но действенных правил для этого!

 

Как правильно говорить с подростком?

Первое, что нужно понять и принять: ребенок вырос. Он уже не так явно нуждается во взрослом, как младенец, но по-прежнему созависим со старшими. Это его и напрягает. Также как и изменения в организме, естественные признаки взросления, социальные отношения с одноклассниками и масса других проблем.

Задача взрослого на данном этапе – помочь, а не усугубить.

А для этого надо понять, как правильно общаться с ребенком подростком!

Правило №1. Вспомнить о себе!

В суете детского возраста многие родители полностью отдаются жизни ребенка. Общие прогулки, общие занятия, общее время. Пора разделиться. И вспомнить о себе. Это обеспечит два приятных момента:

1.появится довольство собой – внешним видом, новыми знакомыми, хобби, увлечениями;

2.уменьшится акцентирование на ребенке – снизится частота ссор, в доме настанет более мирная и приятная атмосфера.

Дополнительный бонус: довольные и увлеченные родители – пример восхищения и подражания любого подростка!

Правило №2. Не забывайте дышать!

Если учитесь общаться с подростком, то первым делом запомните это правило. Дыхание. В начале любого разговора нужно физически глубоко вдохнуть. Обязательно.

При этом неважно, назревает ругательная беседа или лирическое общение – просто вдох. А потом диалог.

Зачем? Насыщение мозга кислородом даст заряд позитива и поможет реагировать без раздражения на разные мелочи и оговорки.

Правило №3. Принять подростка таким «какой он есть»

Принять выросшее чудо – прямая обязанность любого родителя. Любым.

Да, колючий. Да, резкий. Да, хочет дреды и татуировку. Но это его становление и развитие. И яркость жизни сейчас ощущается особенно сильно – даже без всяких сфер жизненного баланса.

Поэтому просто принимайте и поддерживайте – «и в горе, и в веселье».

Правило №4. Соглашайтесь с желаниями

Подросток хочет видеть во взрослом партнера. Который принимает, понимает и одобряет его. И главное, который всегда поможет. Это может выражаться в любых мелочах. Например, приходит ребенок домой и просит: «Мама, налей мне чаю, пожалуйста». Он может и сам, но ему важно участие мамы даже в этом мелком жизненном моменте.

Конечно, это не значит, что надо срываться и бежать к подростку по первому требованию. Но выполнять некоторые его желания можно И нужно. Приятный бонус: при наличии поддержки в мелочах, ребенок, возможно, не станет опускаться до категоричного поиска внимания. А это значит, ест шанс избежать требований «хочу пирсинг на лице», «дырку в ухе», «зеленые волосы по всему телу».

Правило №5. Любовь – простая и безоговорочная

То, что это любимый ребенок, ваш ребенок, нужно напоминать себе постоянно. Особенно, когда начинаются проблемы и подросток не хочет общаться с родителями. Общаться он не хочет не потому, что родители плохие или не нужны. Нет.

Просто в данный момент времени для него важнее другое: новый фильм, высказывание одноклассника, потребность в одиночестве или творчестве.

Почему нужно вспоминать именно о любви? Потому что любимому человеку мы готовы многое прощать – даже безделье и безынициативность. Так и тут. Просто любите, понимайте и по возможности прощайте мелкие прегрешения.

Правило №6. Рассказывайте о себе

Подростковый возраст тем и хорош, что можно обсуждать все. Своего начальника и роман подчиненных на работе. Финансовые отношения с банками и смешные события на улице. Почему это нужно делать именно взрослым? Чтобы сохранить связь с ребенком.

На ваш вопрос «как прошел день», ответ в лучшем случае будет «нормально». Потому как свое мнение на события подросток ваш уже высказал там, где хотел, и тем, кому хотел. Повторяться у него нет желания. И не ждите тут волшебного рецепта, как общаться с сыном или дочкой подростком.

Лучше расскажите про ваш день и ваши события. Это даст понять подрастающему ребенку, что в доме рады любым обсуждениям. И его услышат сразу, как он этого захочет.

Бонус: опосредовано через рассказы можно ненавязчиво формировать мнение подростка по разным темам, высказывать негативные и позитивные реакции на разные события. То есть воспитывать.

Правило №7. Осваивайте новые горизонты

Это самый классный и интересный пункт.

Суть его такова: интересы родителей ребенок изучал до своих лет 10-12. Сейчас у него формируются собственные. И само-то родителям ими заняться.

Пусть дочь или сын расскажет о тенденциях музыки и научит играть вас, родителей, на гитаре. Или увлечет хоккеем. А, может, вы вместе начнете играть в компьютерную игру.

Новая растущая и развивающаяся личность – это же так здорово! Так ищите точки соприкосновения, и в семье не будет разлада. Приятный бонус: можно открыть для себя действительно что-то классное и удивительное.

Правило №8. Тыл – это дом

Всегда. Безоговорочно.

Дома можно отдыхать, психовать, беситься, смеяться и плакать. Никто не осудит, не наругает, не накажет. Дом – это тыл, куда всегда можно прийти.

Это должен знать и понимать каждый подросток, а задача родителей поддерживать это понимание максимально возможное время.

Правило №9. Самостоятельность +

Всегда давать чуть больше самостоятельности, чем надо. Это поможет избежать насильственного расширения горизонтов и массы проблем.

Пусть мама/папа предложат сделать на лето ирокез, самостоятельно доехать до другого города к бабушке или починить сложную технику. Чем больше возможностей дается подростку, тем меньше он требует и митингует.

Как общаться с подростком? Сложно? Нет. Если делать все осознанно, вдумчиво и понимать: данный вредный и тяжелый возраст когда-нибудь закончится!

 

 

 

свернуть

Родительский клуб Надежда

Как предупредить компьютерную зависимость

Как предупредить компьютерную зависимость: 7 рекомендаций родителям

 

Если вы обеспокоены тем, что ребенок проводит слишком много времени в сети или больше дозволенного играет с гаджетами, рекомендуем предпринять следующие меры.

  1. Ограничивайте свое время пользования Интернетом, когда общаетесь с детьми

Исследователи доказали, что дети часто чувствуют себя покинутыми, когда родители отвлекаются от разговоров на телефон или компьютер. В результате ребенок сам «погружается» в виртуальный мир. Так что возьмите себе за правило не отвлекаться на устройства, когда разговариваете с ребенком.

  1. Изучите поведение ребенка в Интернете

Начните с исследования того, как ваш ребенок пользуется сетью. Играет ли он в игры? Посетит ли селфи в социальных сетях? Ведет ли блог? В какое время он пользуется Интернетом?

Ответы на все эти вопросы помогут вам лучше понять, как действовать дальше.

  1. Копируйте Интернет-активность ребенка

Если ваше чадо «зависает» в социальных сетях, то добавьте его к себе в друзья и подпишитесь на группы, которые ему интересны. Время от времени вы можете даже общаться с ребенком с помощью того средства коммуникации, которое он предпочитает.

Подобный «трюк» поможет установить контакт в случае, если разговор между вами и ребенком не клеится. Ребенок будет больше открыт к общению, а вы, возможно, осмелитесь виртуально задать ему те вопросы, на которые ранее не получали ответа.

  1. Переводите ребенка из онлайна в оффлайн, ориентируясь на его интересы

Как только вы поняли, что «цепляет» ребенка в Интернете, вы можете постепенно переводить его из онлайна в оффлайн.

Если ребенок играет в определенный тип игр, то предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Например, ваш ребенок не может оторваться от создания своего виртуального мира. Значит, он так же полюбит конструкторы или химические наборы, позволяющие «копировать» его деятельность в популярных играх. Если сын или дочь предпочитает компьютерные игры типа квест, запланируйте в выходной совместный поход на квест в реальности.

Некоторым детям в игре больше привлекает элемент соревнования. Дайте малышу возможность делать то же самое, к примеру, отведя в спортивную секцию на борьбу.

Если ребенок «завис» в социальных сетях, предложите общение с друзьями в реальности: устройте домашние игры в «Мафию», «Активити», «Крокодила» или другие, которые найдут живой отклик у подрастающего поколения.

  1. Станьте Интернет-гуру для ребенка

В этом случае главную роль играет авторитет родителя. Став технологическим гением, Джобс без труда мог объяснить детям пользу и вред устройств так, чтобы его послушались.

Изучайте современные технологии, рассказывайте детям о возможностях, которые они предоставляют. Рассказывайте о положительных примерах применения Интернета: это и огромные возможности получить удаленное образование по интересующему предмету от ведущих ВУЗов мира, и изучение практически любого иностранного языка, не выходя из дома.

Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

  1. Придумывайте вместе с ребенком новые хобби

Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости, и не только от Интернета. Если вы уже знаете интересы ребенка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь то занятия спортом, театром или музыкой. Если ребенок ничем не интересуется, кроме Интернета, вернитесь к рекомендации номер два, а затем последуйте рекомендациям три и четыре.

  1. Объявите «День свободы от Интернета»

Наконец, заведите в семье особенные дни отдыха от технологий. Вы можете придумать семейные праздники или создать новые семейные традиции.

Дополнительно в этот день придумайте собственную игру, по правилам которой любой член семьи получает «желтую карточку», когда берет телефон или «срывается» на компьютер. Разработайте способы поощрения за технологическое воздержание. Чем интереснее и сложнее правила, тем лучше может оказаться эффект.

 

 

свернуть

Профилактика насилия в семье