РУС БЕЛ ENG

Музей в СМИ

Музей-центр гражданско-патриотического воспитания

Школьный музей – центр гражданско-патриотического воспитания

 

Прудникова Наталья Петровна,

учитель белорусского языка и литературы, руководитель музея «Слава учителю. Зал памяти В.С. Короткевича»

ГУО «Средняя школа №3 г. Орши»

 

На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания обучающихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе. Содержание воспитания по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных, духовных традиций белорусского народа, идеологии белорусского государства, правовых знаний, формирование готовности к исполнению гражданского долга, правовой ответственности. Работа, направленная на воспитание социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности. [1,13].

Школьный музей является центром гражданско-патриотического воспитания, способствующий воспитанию у каждого школьника любви и уважения к своей стране, которая начинается с любви и уважения к малой родине, городу, школе, воспитанию бережного отношения к истории своего народа. Кроме того, школьный музей – это воспитательный центр открытого образовательного пространства, координатор деятельности гражданско-патриотического воспитания учреждения образования, связующая нить с другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Музей «Слава учителю» был создан 5 октября 1984г. на базе ГУО «Средняя школа №3 г. Орши». Создателем и первым директором музея являлась Радомская Лилия Дмитриевна, которая руководила музеем с 1984г. по 2000г. Воспитание интереса к педагогическому труду, ориентация на профессию учителя, воспитание лучших качеств личности на примере жизни и деятельности учителей Оршанщины – это была цель создания музея. Открытию музея предшествовала длительная поисковая краеведческая работа. В итоге было собрано много документов и материалов о судьбах учителей Оршанщины, а также материалы по истории народного образования в местном крае до революции и в советский период.

Так как в СШ №3 с 1938 по 1941гг. учился будущий белорусский писатель В.С. Короткевич, в конце 70-х годов по инициативе учителя белорусского языка Павловской Л.Б. была начата переписка с писателем, сбор материалов. 11 июня 1985 года школе было присвоено имя В.С. Короткевича. В ходе продолжавшейся поисковой работы в музее «Слава учителю» в 1986 году была открыта экспозиция, а 26 ноября 1988 года – второй зал, посвящённый В. Короткевичу. С этого времени для нашей школы становится традицией участие в городских, республиканских, международных мероприятиях, посвященных памяти писателя.

Сегодня музей представляет собой комплекс краеведческого и литературного направлений. Профиль, программа, функции школьного музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются ее задачами. Цель работы школьного музея – изучение и приобщение подрастающего поколения к литературно-краеведческим, историко-культурным ценностям Оршанщины, воспитание бережного отношения к своей малой Родине. В первом зале «Слава учителю» представлены экспозиции: история образования на Оршанщине в 16-19 вв.; становление советской школы в 1917-1941 гг.; на защите Родины; учителя–новаторы; летопись ГУО «Средняя школа №3 г. Орши».

«Зал памяти В. Короткевича» включает следующие экспозиции: детские и юношеские годы В. Короткевича; университетские годы В. Короткевича; литературное наследие В. Короткевича; драматургия В. Короткевича; память про писателя; фотовыставка В. Ждановича «Зямля пад белымі крыламі».

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Ядро актива музея и его направляющий орган – Совет музея. План Совета музея координируется с годовым планом учебно-воспитательной работы школы.

Сегодня школьный музей предлагает целый ряд различных по своему содержанию и форме проведения мероприятий: экскурсии, музейные занятия, музейные лекции, квест-игры, передвижные выставки «Музей в чемодане», встречи, тематические выставки, дни открытых дверей, просмотр фильмов-реконструкций, документальных фильмов и др.

Экскурсия – одна из основных форм работы школьного музея. Целью экскурсионной деятельности в школе является создание условий для становления всесторонне развитой и социально-мобильной личности, стремящейся к освоению нравственных, исторических и культурных ценностей своего народа. Экскурсоводом в школе может быть каждый, кто любит музей, кто умеет интересно рассказывать. Экскурсии проводятся на двух языках: в зале «Слава учителю» -- на русском, в зале В. Короткевича – на белорусском. Проведение экскурсий на белорусском языке способствует формированию национального самосознания учащихся.

Кроме проведения экскурсий актив музея привлекается и к лекторской работе. Темы лекций выбираются совместно с руководителем музея и соответствуют каким-либо значимым событиям, датам или именам в истории города и страны. Тематика проводимых лекций разнообразна. С большим интересом учащиеся слушают лекции о выпускниках своей школы: Саше Котове – герое Великой Отечественной войны, чьё имя носит пионерская дружина школы; героях-афганцах – Михаиле Сластенко и Александре Сасе. Их имена увековечены на мемориальных досках, которые расположены на фасаде здания школы.

Особое внимание уделяется организации встреч на базе музея с живыми свидетелями исторических событий: ветеранами войны и труда, их родственниками, детьми войны, малолетними узниками фашистских концлагерей. Некоторых ветеранов посещают сами учащиеся, чтобы помочь и пообщаться с ними. Ежегодно в день вывода советских войск из Афганистана в стенах музея проходят встречи с ветеранами афганской войны. Героизм наших солдат – пример для военно-патриотического воспитания нашей молодёжи.

Главная роль в гражданско-патриотическом воспитании отводится краеведческой работе. Занимаясь краеведением, учащийся чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, друзья, соседи делают историю своего города, а значит и страны. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса.

Поисково-исследовательской деятельностью наш музей занимается с самого начала своего существования. В ходе такой работы учащимися школы собран обширный материал о каждом учителе, который представлен в экспозиции зала «Слава учителю». Оформлено свыше 50 альбомов, рассказывающих о деятельности учителей Оршанщины. Большая работа проведена по сбору информации об учителях – участниках Великой Отечественной войны. В экспозиции музея находятся фронтовые письма, армейские книжки, личные вещи участников войны. Жизненные истории, из хранившихся в музее воспоминаний участников Великой Отечественной войны, позволили реконструировать некоторые события военных и послевоенных лет. На данный момент продолжается сбор материала об учителях – ветеранах педагогического труда.

В результате поисковой деятельности о воинах-интернационалистах школьный музей пополнился новыми материалами: документами, воспоминаниями, письмами, фотографиями, сборником документальных произведений «Путь на Саланг». Учащиеся школы были инициаторами проведения встреч с воинами-афганцами. Было подготовлено 13 анкет воинов-интернационалистов Оршанщины, а также к ним приложены фотоматериалы из армейских альбомов, ксерокопии грамот, удостоверений на медали.

Поисковые задания получают и экспедиционные отряды, в которых состоят учащиеся 2-11 классов. Материалы экспедиций используются в работе музея. Таким образом, к краеведческой работе приобщаются все учащиеся школы, что способствует воспитанию чувства любви к Родине, к своей земле, родному дому; накоплению знаний по истории; посильному, с учетом возраста учащихся, овладению методами исторического познания. Материалы музея используются в исследовательских работах учащихся школы.

На базе музея учреждения образования проводятся учебные и факультативные занятия по учебным предметам: всемирной истории и истории Беларуси, белорусскому языку и литературе, русскому языку и литературе, географии. В музее проводятся внеклассные мероприятия, воспитательные мероприятия в рамках шестого школьного дня, информационные и классные часы. В период школьных каникул мероприятия проводятся для воспитанников лагеря. В музее проходят торжественные приёмы в ряды ОО «БРПО» и ОО «БРСМ».

Регулярными стали посещения учащимися городских музеев, изучение их архивных материалов, совместная работа.

Таким образом, школьный музей как никакой другой обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Работа школьного музея ориентирована на сохранение традиций и преемственности поколений, на воспитание уважения к событиям прошлого, формирование патриотизма, чувства сопричастности к историческому прошлому своей Родины. Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.

 

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи от 15 июля 2015г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://adu.by/ru/uchitelyu/obrazovatelnyj-protsess-2021-2022-uchebnyj-god.html -- Дата доступа: 18.02.2022.

 

свернуть

СМІ І не знікнуць паэту вечна

І не знікнуць паэту вечна

 

26 лістапада адзначаецца 90 год з дня нараджэння Уладзіміра Караткевіча, пісьменніка, перакладчыка, крытыка і проста чалавека, улюбёнага ў свой край.

 

Вучням і настаўнікам СШ №3 г. Оршы імя гэтага пісьменніка асабліва дарагое. Менавіта ў гэтай школе ў 1938-1941 гг. будучы класік беларускай літаратуры правёў свае школьныя гады. З мэтай ушанавання памяці У.С Караткевіча ў 1986 годзе ў школьным музеі была адкрыта экспазіцыя, прысвечаная настаўніку, пісьменніку, земляку, а ў 1989 годзе --- Зала памяці.

У фондзе музея захоўваюцца дакументы, фотаздымкі, лісты, успаміны, літаратурныя творы, якія з’яўляюцца сведкамі шматграннага таленту Уладзіміра Караткевіча. Сярод каштоўных экспанатаў – асабістыя рэчы пісьменніка: наручны гадзіннік, партфель, нататнік з аўтографам, копіі дакументаў. Асаблівую цікавасць уяўляюць рукапісныя творы аўтара.

У музеі таксама размешчаны фотаздымкі пачынаючага паэта Караткевіча разам з класікамі беларускай літаратуры Якубам Коласам, Петрусем Броўкам. Янкам Брылем, Васілем Быкавым. Каштоўнымі экспанатамі з’яўляюцца кнігі з асабістай бібліятэкі пісьменніка з аўтографамі, пераклады кніг на іншыя мовы.

Акрамя асноўнага прызвання ствараць цікавыя творы, Караткевіч быў яшчэ выдатным акцёрам, спеваком, мастаком. Прывабліваюць наведвальнікаў музея ўласныя малюнкі да твораў, партрэтныя замалёўкі, сяброўскія шаржы, выкананыя рукой Караткевіча.

Экспазіцыя музея “Зямля пад белымі крыламі” прысвечана падарожжам Караткевіча па палескаму краю. Тут змешчана шмат фотаздымкаў, зробленых фотокарэспандэнтам Валянцінам Ждановічам, сябрам Караткевіча, з якім разам вандравалі па Беларусі. Упершыню фотаздымкі дэманстраваліся ў кінатэатры “Перамога” ў 1990 годзе, потым фотавыстава была падаравана музею. Гэта і памяць, і боль...

Захоўваецца ў музеі і серыя паштовак з цытатамі з твораў Караткевіча, якую выпусціў А1 да юбілею пісьменніка ў 2020 годзе. Гэтыя паштоўкі  асабіста даслала нашаму музею Алена Сінкевіч – пляменніца і адзіная спадчынніца знакамітага пісьменніка.

Большасць экспанатаў у музеі з’явілася дзякуючы сястры Караткевіча Наталлі Сяменаўны Кучкоўскай, якая , на жаль, пайшла ад нас у 2003 годзе. Яна шмат зрабіла па захаванні хатняга архіва і літаратурнай спадчыны пісьменніка.

Фонды  музея шырока выкарыстоўваюцца на ўроках, класных гадзінах, для напісання рэфератаў, навуковых і даследчых работ і публікацый у СМІ. Былым кіраўніком і занавальнікам музея Л.Д.Радомскай у 1989 г. была выдадзена кніга “Уладзімір Караткевіч і Орша”.

 

 

свернуть

СМІ Памяць патрэбна не мёртвым

Памяць патрэбна не мёртвым – памяць патрэбна жывым

У памяць аб паўшых воінах-інтэрнацыяналістах на беразе Дняпра ў Оршы ўзведзены ціплы помнік. Сярод імёнаў загінуўшых ёсць імёны выпускнікоў ДУА “Сярэдняя школа №3 г.Оршы” Аляксандра Саса і Міхаіла Сласценкі. У школьным музеі сабраны матэрыял, аформлена экспазіцыя. Падчас экскурсій гучыць расповед пра жыццё хлопцаў, іх службу ў арміі, абставіны гібелі.

Сас Аляксандр Васільевіч нарадзіўся 3 верасня 1961 года. Вучыўся ў  школе добра, захапляўся спортам, быў узнагароджаны пахвальнымі лістамі і дыпломамі. За актыўнасць у грамадскім жыцці быў выбраны старастам класа. Пасля заканчэння 10 класаў працаваў на заводзе “Легмаш”. У кастрычніку 1979 года Аляксандра прызвалі ў рады Савецкай Арміі. Хутка ў складзе групы воінаў быў накіраваны ў Афганістан. 5 ліпеня 1980г. камандзір зенітнага аддзялення, малодшы сяржант Аляксандр Сас, ведучы бой, выявіў групу мяцежнікаў, падпоўз на адлегласць кідка ручной гранаты і знішчыў ворага. Быў цяжка паранены і памёр 7 ліпеня. За мужнасць і гераізм узнагароджаны ордэнам Чырвонай Зоркі і медалём "Воіну-інтэрнацыяналісту ад удзячнага афганскага народа".

Міхаіл Сямёнавіч Сласценка нарадзіўся 7 жніўня 1949 года ў г.Оршы. Скончыў 8 класаў СШ №3, у 1976 г.— Аршанскі механіка-тэхналагічны тэхнікум. Працаваў на льнозаводзе ў Пскове. У 1968 годзе прызваны ў рады Узброеных Сіл. Пасля дэмабілізацыі працаваў слесарам у аўтакалоне ў Оршы. У 1985г. накіраваны ў Афганістан, быў начальнікам склада. 16 ліпеня 1985г. прапаршчык Сласценка на БТР вёў калону і падарваўся на міне. Пахаваны ў вёсцы Прыдняпроўе. За мужнасць і гераізм узнагароджаны ордэнам Чырвонай Зоркі і медалём "Воіну-інтэрнацыяналісту ад удзячнага афганскага народа", Граматай Прэзідыума Вярхоўнага Савета СССР.

Прайшло 33 гады з дня вываду войск з Афганістана. І мы павінны памятаць пра тых, хто не дажыў да гэтага дня, хто з гонарам і да канца застаўся верны салдацкай прысязе. Трэба памятаць.

 

свернуть