В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз-рука».
-
«В помощь учителю» – «Родительские собрания», «Методическая копилка (уроки, коррекционные занятия, классные часы, спортивные и внеклассные мероприятия)», «Гимнастика для глаз», «Речевые упражнения», «Массаж биологически активных точек», «Релаксационные упражнения» (музыкальное сопровождение, видео), «Физкультминутки» и др.;
-
«В помощь родителям» – рекомендации, советы;
-
«В помощь учащимся» – памятки.
Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики
Селиванова Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
ГУО ”Средняя школа №3 г.Орши“
Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса в учреждениях образования является приоритетным направлением образовательной политики Республики Беларусь.
Инновационный проект ”Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики“ был реализован с 2016 по 2018 годы на базе 14 учреждений образования Республики Беларусь, в том числе и в ГУО ”Средняя школа №3 г. Орши“.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики.
Предлагаемая модель базируется на принципах педагогической эргономики, как и все здоровьесберегающие технологии доктора медицинских наук, профессора В. Ф. Базарного:
1) принцип безопасности образовательного процесса;
2) принцип комфортности;
3) принцип надежности;
4) принцип психофизиологической адаптивности;
5) принцип хронометрических соответствий в учебной деятельности;
6) принцип эстетичности;
Подробнее о реализации принципов педагогической эргономики в образовательном процессе в нашем учреждении образования.
Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз учащихся, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - конторки. Часть урока учащийся сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности. Практика показала, что на первоначальном этапе учителю необходимо строго регламентировать и координировать смену динамических поз. Для этого нужно при подготовке к уроку предварительно планировать данную смену. Оптимальная смена динамических поз не более 2 раз за урок. Причем, работа за конторкой не должна превышать 10-15 минут. К концу первого класса у учащихся уже формируется способность слышать потребности своего тела. Во втором классе ребята решают сами, сколько минут им следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. Задача учителя при этом следить за соблюдением общегигиенических и эргономических требований:
-высота конторки в соответствии с ростом ребенка;
-использование массажных ковриков из естественных тканей;
-соблюдение временных рамок работы за конторкой.
Осознанная потребность в смене динамических поз формируется и зависит и от отношения родителей к данным правилам. Важно отметить, что некоторые родители приобрели дома вместо привычных нам письменных столов парты с наклонной письменной поверхностью, регулируемые в соответствии с ростом.
В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на стене, и специальные офтальмотренажеры ”Бегущие огоньки“. Можно заменить специальный офтальмотренажер лазерной указкой, на первых уроках – фонариком, световым лучом. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатом таких упражнений является развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные ”сенсорные кресты“, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый алгоритм при чтении текста, выполнении заданий с применением изученных правил, способствующий развитию их речемоторной функции. При планировании урока на любом этапе можно предусмотреть задания, которые учащиеся будут выполнять в движении по классу, при работе в паре или группе: найти карточку с заданием, проверка по маршрутному листу, работа консультантом, когда учащийся с высоким уровнем знаний, выполнив задание первым, получает возможность занять место за конторкой, став консультантом для тех, кому нужна помощь. Формы работы можно использовать хорошо нам известные, только предусмотрев их выполнение в движении. Нужно только на первом этапе принять самому учителю непривычное движение учащихся по классу. Постепенно и учащиеся делают все тихо, организованно, не мешая друг другу.
Обязательным и важнейшим предметом в системе В. Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке, и танец. Они несут в себе не только художественно-эстетические начала, но и служат фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.
Теоретически обоснованные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики, позволяют определить ожидаемые результаты для каждой субъектной группы модели:
учащиеся: укрепление здоровья; сформированность позитивного отношения к собственному здоровью как к ценности; повышение качества знаний за счет увеличения потенциала работоспособности;
родители (законные представители): сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Поэтому большое значение в образовательном процессе отводится воспитанию ответственного отношения к своему здоровью.
Одним из важных условий в достижении цели является то, что проводится экспресс-диагностика учащихся и результаты доводятся до родителей о состоянии здоровья и происходящих сдвигах в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего, творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера. При этом речь идёт не об общих констатациях типа ”здоров-не здоров“, а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. Проверка органов зрения проводится на начало и конец учебного года родителями у врача-окулиста с предоставлением справки-заключения. Результаты диагностики показали, что ухудшения зрения у учащихся не выявлено. У всех учащихся было проведено обследование осанки и позвоночника у ортопеда. Нарушений не выявлено ни у одного ребенка.
Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики в нашем учебном заведении прижилось и получило распространение и в других классах на I ступени общего среднего образования.
Сократ сказал: ”Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!“.
На настоящий момент необходимость реализации принципов педагогической эргономики диктуется самим обществом, связана с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании принципы педагогической эргономики в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности.
Список использованных источников
-
Базарный, В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса / В. Ф. Базарный. М., 2009. –– 328 с.
-
Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома / В. Ф. Базарный. М.: ”Аркти“, 2005. –– 280 с.
-
Окулова, Л.П. Методологические основы педагогической эргономики [Текст] / Л. П. Окулова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 36-38.