РУС БЕЛ ENG

«Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики» 2016-2018

Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса в учреждениях образования является приоритетным направлением образовательной политики Республики Беларусь.
Однако в последние годы во многих странах, в том числе и в нашей стране (данные официального статистического сборника Министерства здравоохранения Республики Беларусь), прослеживаются тенденции увеличения заболеваемости детей и подростков, снижения показателей уровня физического здоровья и физической подготовленности, увеличения доли подростков, непригодных к службе в армии, и численности выпускников учреждений образования, имеющих ограничения в выборе определенных профессий.
В 2016/2017 учебном году на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г. Орши» (далее – учреждение образования) началась реализация инновационного проекта «Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики», который рассчитан на два года.
Его актуальность обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем и здоровьеформирующем образовании. Многие годы человек проводит в стенах учреждений образования, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Стремление достичь триединой цели - повышения эффективности и качества обучения, развития личности и сохранения здоровья участников образовательного процесса – невозможно без решения эргономических задач совершенствования образовательного процесса.
Актуальность работы над данным проектом в учреждении образования определяется необходимостью повышения эффективности образовательного процесса с учётом психофизиологических особенностей учащихся с целью сохранения и укрепления их здоровья.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики.
Непосредственно в апробации модели участвуют учащиеся двух классов интегрированного обучения и воспитания: I «А» (20 человек, из них 5 учащихся с ОПФР, учитель Гречишко И.М. – включились в проект в текущем учебном году) и IV «В» (17 учеников, из них 5 учащихся с ОПФР, учитель Райченок И.А.), а также II «А» класса (19 учеников, учитель Селиванова И.А.), учитель-дефектолог Лунькова А.А.
Педагоги школы имеют успешный опыт профессионального самообразования, участия в инновационной деятельности, конкурсах, конференциях, семинарах районного, областного, республиканского уровней, организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, работы с высокомотивированными учащимися. Но самое главное – это их осознанное отношение, стремление к саморазвитию, умение работать в команде, профессиональная мобильность и высокая степень ответственности к работе.
Социально-педагогическая и психологическая служба имеют опыт сопровождения инновационной деятельности (педагог-психолог Бабич О.А.).
В учреждении созданы условия для организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики.
Материально-техническое и учебно-материальное обеспечение соответствует государственным нормативам.
В учреждении три оборудованных класса и учебных мест в соответствии с эргономичными требованиями (конторки Базарного, зрительные тренажёры, учебные пособия с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей и др.), кабинет оказания коррекционно-педагогической помощи.
В школе созданы специальные условия с учетом потребностей конкретных детей с ОПФР, т.е. адаптивное образовательное пространство. Занятия и уроки учителем-дефектологом проводятся в отдельном специально оборудованном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, оснащенном коррекционно-развивающим оборудованием, необходимыми средствами обучения и учебной литературой. Кабинет оказания коррекционно-педагогической помощи создает атмосферу уюта, обеспечивает условия для совместной учебной и игровой деятельности. Функциональное зонирование позволяет рационально использовать пространственные ресурсы кабинета. Кабинет класса интегрированного обучения и воспитания оборудован компьютером.
Для проведения занятий хореографической, музыкальной, физкультурно-оздоровительной направленностей имеются соответствующие специально оборудованные помещения: кабинет музыки, хореографии, спортивный зал (обеспеченность спортивным инвентарем составляет 82%, что выше районного показателя).
В учреждении образования проведена локальная сеть, имеется доступ к базам данных в режиме on-line, электронная почта, факс.
Образовательный процесс организован на принципах педагогической эргономики.
Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.
В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на стене. В замен специального офтальмотренажера «Бегущие огоньки» используется лазерная указка. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Важнейшей особенностью всех уроков является то, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учителя используют подвижные карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый алгоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.

В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз-рука».
Каждый ученик I «А» класса посещает факультативные занятия «Хореография», во II «А» – факультативные занятия хореографической и художественной направленности, в IV «В» – музыкальной, театральной и художественной.
Для учащихся организованы занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности жизни и здоровья, внеклассные мероприятия по формированию навыков  здорового образа жизни. Для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам эргономики, родительские собрания с привлечением медицинских работников.
Совместные спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», поход выходного дня «Снежный снайпер», мероприятие-презентация «Мода и здоровье» играли важную роль в сплочении классного и родительского коллективов.
Педагоги, учащиеся и их родители являются активными участниками школьных мероприятий.
Накоплен и систематизирован банк методических материалов, включающий в себя публикации периодической печати и видеоматериалы в рамках проблемного поля инновации, изучается опыт работы коллег других учреждений образования. Оформлена медиатека, которая оснащена обучающими и игровыми программами для детей с ОПФР, инструментальными программными средами.
Используются следующие сайты поддержки: asabliva.by, unibel.by, adu.by, defektolog.by и другие.
Педагогами разрабатываются дидактические и методические материалы по организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики, которые будут представлены в мае в виде электронного сборника и на бумажном носителе. В него войдут три раздела:
  1. «В помощь учителю» – «Родительские собрания», «Методическая копилка (уроки, коррекционные занятия, классные часы, спортивные и внеклассные мероприятия)», «Гимнастика для глаз», «Речевые упражнения», «Массаж биологически активных точек», «Релаксационные упражнения» (музыкальное сопровождение, видео), «Физкультминутки» и др.;
  2. «В помощь родителям» – рекомендации, советы;
  3. «В помощь учащимся» – памятки.
Таким образом, можно говорить о том, что программа инновационного проекта «Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики» выполняется в полном объеме.
Результаты свидетельствуют о командном подходе в работе специалистов, участвующих в нем, о создании наиболее благоприятных условий для личностного развития учащихся, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе и с ОПФР, о взаимодействии и партнерстве семьи и учреждения образования на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики.
 
Малыгина О.А., заместитель директора по учебной работе

Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики

 

Селиванова Ирина Алексеевна,

учитель начальных классов

ГУО ”Средняя школа №3 г.Орши“

 

Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса в учреждениях образования является приоритетным направлением образовательной политики Республики Беларусь.

Инновационный проект ”Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики“ был реализован с 2016 по 2018 годы на базе 14 учреждений образования Республики Беларусь, в том числе и в ГУО ”Средняя школа №3 г. Орши“.

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики.

Предлагаемая модель базируется на принципах педагогической эргономики, как и все здоровьесберегающие технологии доктора медицинских наук, профессора В. Ф. Базарного:

1) принцип безопасности образовательного процесса;

2) принцип комфортности;

3) принцип надежности;

4) принцип психофизиологической адаптивности;

5) принцип хронометрических соответствий в учебной деятельности;

6) принцип эстетичности;

Подробнее о реализации принципов педагогической эргономики в образовательном процессе в нашем учреждении образования.

Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз учащихся, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - конторки. Часть урока учащийся сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности. Практика показала, что на первоначальном этапе учителю необходимо строго регламентировать и координировать смену динамических поз. Для этого нужно при подготовке к уроку предварительно планировать данную смену. Оптимальная смена динамических поз не более 2 раз за урок. Причем, работа за конторкой не должна превышать 10-15 минут. К концу первого класса у учащихся уже формируется способность слышать потребности своего тела. Во втором классе ребята решают сами, сколько минут им следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. Задача учителя при этом следить за соблюдением общегигиенических и эргономических требований:

-высота конторки в соответствии с ростом ребенка;

-использование массажных ковриков из естественных тканей;

-соблюдение временных рамок работы за конторкой.

Осознанная потребность в смене динамических поз формируется и зависит и от отношения родителей к данным правилам. Важно отметить, что некоторые родители приобрели дома вместо привычных нам письменных столов парты с наклонной письменной поверхностью, регулируемые в соответствии с ростом.

В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на стене, и специальные офтальмотренажеры ”Бегущие огоньки“. Можно заменить специальный офтальмотренажер лазерной указкой, на первых уроках – фонариком, световым лучом. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатом таких упражнений является развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные ”сенсорные кресты“, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый алгоритм при чтении текста, выполнении заданий с применением изученных правил, способствующий развитию их речемоторной функции. При планировании урока на любом этапе можно предусмотреть задания, которые учащиеся будут выполнять в движении по классу, при работе в паре или группе: найти карточку с заданием, проверка по маршрутному листу, работа консультантом, когда учащийся с высоким уровнем знаний, выполнив задание первым, получает возможность занять место за конторкой, став консультантом для тех, кому нужна помощь. Формы работы можно использовать хорошо нам известные, только предусмотрев их выполнение в движении. Нужно только на первом этапе принять самому учителю непривычное движение учащихся по классу. Постепенно и учащиеся делают все тихо, организованно, не мешая друг другу.

Обязательным и важнейшим предметом в системе В. Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке, и танец. Они несут в себе не только художественно-эстетические начала, но и служат фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.  

Теоретически обоснованные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики, позволяют определить ожидаемые результаты для каждой субъектной группы модели:

учащиеся: укрепление здоровья; сформированность позитивного отношения к собственному здоровью как к ценности; повышение качества знаний за счет увеличения потенциала работоспособности;

родители (законные представители): сохранение и укрепление здоровья ребёнка.

Поэтому большое значение в образовательном процессе отводится воспитанию ответственного отношения к своему здоровью.

Одним из важных условий в достижении цели является то, что проводится экспресс-диагностика учащихся и результаты доводятся до родителей о состоянии здоровья и происходящих сдвигах в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего, творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера. При этом речь идёт не об общих констатациях типа ”здоров-не здоров“, а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. Проверка органов зрения проводится на начало и конец учебного года родителями у врача-окулиста с предоставлением справки-заключения. Результаты диагностики показали, что ухудшения зрения у учащихся не выявлено. У всех учащихся было проведено обследование осанки и позвоночника у ортопеда. Нарушений не выявлено ни у одного ребенка.

Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики в нашем учебном заведении прижилось и получило распространение и в других классах на I ступени общего среднего образования.

Сократ сказал: ”Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!“.

На настоящий момент необходимость реализации принципов педагогической эргономики диктуется самим обществом, связана с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании принципы педагогической эргономики в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности.

 

Список использованных источников

  1. Базарный, В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса / В. Ф. Базарный. М., 2009. –– 328 с.

  2. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома / В. Ф. Базарный. М.: ”Аркти“, 2005. ––  280 с.

  3. Окулова, Л.П. Методологические основы педагогической эргономики [Текст] / Л. П. Окулова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой.  – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 36-38.

Презентация