РУС БЕЛ ENG

Его имя носит дружина

Саша родился в Киеве, но с трёх лет жил в Орше. Мама Саши, Анелия Францевна, которая передала в музей школы семейные реликвии, рассказывала, что в детстве Саша очень любил животных, хотел стать дрессировщиком. Когда выезжали к родственникам в деревню, Саша с удовольствием ездил на лошадях, а в лесу любил искать разные диковинные корни и сучки, чтобы потом мастерить из них фигурки. Увлекался рыбалкой, ходил с ребятами на Днепр. Анелия Францевна работала в школе техничкой, и когда сын подрос, он стал ей помогать. Поначалу, как все мальчишки, скрывал это, а потом перестал стесняться, видимо, понимал, что он- единственный в доме мужчина, и вёл себя по- мужски. В 7 классе Саша увлёкся слесарным делом. Его заинтересовал металл. В школьной мастерской сделал небольшой кубок(в годы войны дом Котовых сгорел, и мать нашла на пепелище только его. Это кубок сейчас хранится в школьном музее). Саша выгравировал на нём силуэты большого города: строящиеся дома и башенные краны. «Большой город» был его мечтой. Ему очень хотелось попасть в Ленинград. В 7 классе Саша твёрдо решил продолжить учёбу в этом прекрасном городе. Не легко матери было отпускать от себя сына, может быть, чуяло её сердце, что больше не увидит она своего мальчика, но и перечить не смогла. До Ленинграда Саша добирался «зайцем» на товарных поездах. В городе у него не было ни родных, ни знакомых, и он поспешил в 3-е училище. Почему он выбрал именно училище Металлического завода? Видимо, свою роль сыграло само название- ведь Саша хотел работать по металлу. Из Ленинграда в Оршу шли нежные сыновни письма. Саша писал, что учёба ему нравится, что с новыми товарищами он дружен, а особенно с Костей Пчёлкой. Однажды прислал фотографию, где снялся в форме ремесленника вместе с двумя однокашниками. Конечно, Саша мечтал жить и работать в чудесном городе, строить замечательные машины, радоваться ленинградским вёснам и белым ночам… Но всё перечеркнуло то июньское воскресенье.

Когда началась война , Саша и Костя закончили только первый курс. Старших ребят взяли на завод, других на строительство оборонительных укреплений, а младших решено было эвакуировать на Урал. Как и все мальчики военного времени, Саша и Костя стали проситься на фронт, но им, конечно, отказали. Тогда Саша предложил пробираться в Оршу. Ребята вышли из города. Вскоре им встретились беженцы. Не из газетных сводок, а из первых уст мальчики узнали о стремительном продвижении гитлеровских полчищ, о зверствах фашистов. Оказалось, что и Орша была оккупирована. Стали думать, что делать? Решили искать своих и проситься в разведку…

С пути сбились, ноги истоптали, а «своих» всё не было. Проснувшись как-то утром, услышали немецкую речь и поняли , что оказались за линией фронта. Мальчики решили всё равно пробираться. Они бродили по лесам, питались ягодами и тем, что подадут в деревнях… Однажды недалеко от дороги ребята увидели лежащего на земле мальчика. Саша с Костей бросились к нему. «Пить»,- хрипло произнёс мальчик. Когда он пришёл в себя, то сказал, что зовут его Ваня Ковалёв, что во время облавы его вместе с другими схватили и посадили за колючую проволоку. Три дня держали не давали пить и есть, а потом погнали на запад, в неметчину. Ване удалось сбежать. Так их стало трое. Костя с Сшей выходили Ваню, и они дали друг другу клятву не разлучаться ни при каких обстоятельствах. Смельчаки продолжали свой путь. В октябре их обнаружила разведка.

…Чумазые, тощие, оборванные, выглядели очень жалко. На вопросы отвечали все вместе, перебивая друг друга, словно хотели убедить бойцов, что они действительно из деревни, разрушенной фашистами, чтобы им поверили и взяли с собой. Разведчики привели ребят в полк. Но командование с решением о зачислении медлило. Уж очень не похожи были найдёныши на 16-летних подростков: на вид им нельзя было дать больше 13-ти. Однако после согласования с политотделом их решено было зачислить воспитанниками 25-ого стрелкового полка 44 дивизии. При зачислении мальчики назвали себя: Александр Котов, Константин Пчёлка, Иван Ковалёв.

В полку им выдали и подогнали по фигуре военную форму. Ребята сразу же почувствовали отечественную заботу бойцов, повеселели , посмелели, и с первых же дней они показали себя дисциплинированными воинами. Сашу и Костю зачислили в разведывательную роту, а Ваню определили связным. Много раз Саша Котов и Костя Пчёлка, переодевшись, под видом беспризорников, ходили в тыл противника, и всякий раз вылазки были удачными. Сведения о немецких частях были точными и полными. Однажды командиру полка майору М.И. Супагину доложили, что минувшей ночью юные разведчики взяли в плен прибывшего из Берлина фельдъегеря обер-лейтенанта. При нём оказались очень важные оперативные документы. Командир вызвал ребят к себе и попросил рассказать, как это у них получилось. Ребята наперебой стали рассказывать: - Ночь, товарищ майор, ничего не видно. Мы к немецкому штабу шли. Вдруг слышим, кто-то мотоцикл заводит. Проследили- немец один. Выждали момент, когда он склонился к земле и… прыгнули, удар по голове, оглушили. Обезоружили, руки сзади связали. Потом взяли с багажника пакет. Нувот и всё.

Такой боевой листок выпускали в 25-ой полку44-ой дивизии, где служили юные герои. Вскоре от имени Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение задания и проявления мужества А.Котов и К. Пчёлка были награждены орденами Красного Знамени. Награды вручал командующий К.А. Мерецков. В начале декабря 1941 года за Тихвин шли жестокие бои. Первыми в Тихвин вошли бойцы 25-ого полка, где служили юные разведчики. В дивизии отважных героев приняли в комсомол. А в бою под Киришами пал смертью храбрых их третий друг, Ваня Ковалёв. Саша и Костя вынесли его тело из поля боя и похоронили с воинскими почестями. Командование полком было встревожено этим событием. Оно стало хлопотать об отправке своих воспитанников в тыл, в военное училище В начале 1942 года друзья отправились в Москву. Вместе с проездными документами им вручили пакет с литером «Совершенно секретно». Москва. В Центральном Комитете комсомола Сашу и Костю встретили как героев. Об их подвигах здесь хорошо знали. Ребятам сразу же предложили поступить в военное училище, но они стали просить отправить их на фронт. И вскоре их направили в 256-й Горский казачий полк 11 - й Морозовской кавалерийской дивизии.

Так началась служба Саши и Кости в казачьем полку. Вначале они проходили обучение: тренировались преодолевать препятствия, действовать саблей, управлять конём. У Саши был личный конь по кличке Орлик, очень резвый, буланой масти. Вскоре юноши попали на Воронежский фронт. Предстояли бои под Харьковом и Белгородом, на северном Донце. Перед воинами полка стояла задача овладеть крупным железнодорожным узлом Валуйки. Ночью окружили город. Был создан десант- два спешенных эскадрона конников посадили в танки. В машине старшего лейтенанта Григорьева находились Саша с Костей. Битва за Валуйки длилась несколько часов.

Танк Григорьева был подбит, и командир погиб… в машине остались мальчики. Шесть часов пулемётным и автоматным огнём они истребляли фашистов… наконец город был взят. Саша с Костей снова оседлали коней и гордо проехали через Валуйки. Казимир Иванович разрешил им возглавить на том параде полк. А позже пришли и награды- второй орден Красного Знамени. В 1943 году Саша уже был сержантом, командиром отделения. В бою у Северного Донца Александр Котов принял на себя командование взводом.…Танки врага приближались, а противостояла им совсем небольшая группа солдат. В критическую минуту тяжело был ранен взводный. И тогда 17-летний паренёк, не раздумывая, крикнул: «Принимаю командование на себя! Приготовить гранаты! А танки ползли… Котов ждал. И лишь когда фашистские машины подошли совсем близко, он подал команду. Раздались взрывы, и танки один за другим запылали, а их экипажи попали под автоматный огонь. Враг отступил. Летом 1943 года бои уже шли уже в Белоруссии, и совсем недалеко от родного Сашиного города Орши стоял их полк. Но Саше не довелось участвовать в освобождении той земли. 16 августа в бою под Ельней он был тяжело ранен. Врачи не смогли спасти юношу. В тот же день погиб и командир дивизии Суржиков. Их похоронили вместе. Всего несколько дней не дожили они до освобождения Ельни. Саша Котов похоронен в братской могиле в городе Ельне. Здесь всегда много цветов, в почётном карауле стоят пионеры и комсомольцы.